На первый взгляд, «Воскресенье» – один из многих народных фольклорных ансамблей республики. Отличает коллектив не только то, что он создан при районном Доме культуры Бичурского района. Его можно назвать «Бичурскими бабушками» по аналогии с Бурановскими, потому что по задору и потенциалу наши певуньи могут поспорить со звездами российской эстрады.
Созданный в 1978 году ансамбль «Воскресенье» свои первые выступления давал в родном сельском ДК. С тех пор к старинным песням «Калинушка», «Отец мой был природный пахарь» добавились новые. В репертуаре появились игры, шутки и обряды. В 2003 году ансамбль удостоился почетного звания «Народный художественный коллектив». Стал дипломантом Всероссийского фестиваля фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, Корогод», фестиваля «Играй, гармонь», организованного Российским центром «Играй, гармонь» им. Г. Заволокина в 2007 году в селе Бичура, а также фестиваля-встречи с Надеждой Бабкиной и ансамблем «Русская Песня» в 2008 году в Бичуре. Кстати, это село из-за удаленности от города меньше избаловано туристами, что сказывается на аутентичности исполняемых в Бичуре семейских песен.
За годы творческой деятельности участники проделали большую работу по восстановлению звучания старинных песен. Руководитель ансамбля – заслуженный работник культуры России и Бурятии Александр Утенков руководит также народными ансамблями «Клуб гармонистов им. Арсентия Слепнева», «Ухажеры», фольклорным ансамблем «Старая Бичура», детскими образцовыми ансамблями «Васильки», «Калиточка». Как он успевает еще и ухаживать за огромным птичьим двором, загадка.
Щас спою!
Когда слушаешь протяжные песни бичурских бабушек, невольно возникают картины из мультфильма «Жил был пес», который так украсили украинские народные песни. Начинаешь понимать захмелевшего волка, который не вытерпел и начал подвывать гостям. Так и хочется сказать – щас спою! И начать подпевать.
Тем более, что в семейских песнях встречаются украинские слова, и даже обороты. Знаменитое семейское многоголосие не зря напоминает церковное пение. До эпохи советского атеизма основным видом пения семейских были как раз культовое пение и духовный стих. Народная же песня, как известно, преследовалась уставщиками.
- Мой дедушка был уставщик. Хоть и строгих правил был, но меня баловал, – вспоминает Федосья Тимофеевна Федотова.
Как гостеприимная хозяйка дома, она угостила журналистов истинно семейскими блюдами: жареное сало в чугунной сковородке, грибы и варенье.
- Мне интервью давать по-нашему семейскому или на русском языке? – обратилась она к коллегам с федерального канала «Россия 24».
К моему сожалению, коллеги попросили хозяйку перейти для съемок на литературный русский язык.
Хочу петь бурятские песни
В это время подошли коллеги Федосьи Тимофеевны по ансамблю Любовь Екимовна Сухорукова и Татьяна Митрофановна Пантелеева.
Вопреки стереотипам, в Мухоршибирском и Бичурском районах живут не только семейские. Они до сих пор своих русских соседей не старообрядцев называют «сибиряки». Прошло время их изолированности друг от друга, сейчас они вступают в браки и неизбежно перенимают друг у друга песни. Если в казачьих воспеваются герои, походы и верный конь, то в семейских больше поется о любви, разлуке с любимым, или измене. Ученые-собиратели фольклора лучше знают, но нам показалось, что спеть семейские песни так как поют их в ансамбле «Воскресенье» смогут не все сибиряки и казаки. А вот бичурские певуньи из ансамбля «Воскресенье» легко споют казачьи и старожильческие песни. Так же легко как переходят с семейского говора на нормированный русский язык, который после семейских старинных песен кажется пресным.
- Я не семейская, я скорее бурятка. Еще у меня украинская кровь есть. И еще каких только кровей не намешано, – смеется Любовь Екимовна. – Я очень хочу и бурятские песни петь.
И она тут же напевает: «Турушын дуран, турушын дуран!»
Татьяна Митрофановна Пантелеева не уступает в позитивной и даже озорной энергии своим подругам. Особенно когда они по очереди поют частушки. Но когда голоса этих солисток ансамбля «Воскресенье» сливаются в общей песне, невозможно выделить одну из них. Потому что для семейской песенной традиции обязателен многоголосный склад. Невозможно и выделить основную мелодию, исполняемую голосом. Запевает одна, за ней подхватывают другие и мелодия плавно переливается от одного голоса к другому.
Только со стороны кажется, что петь в ансамбле «Воскресенье» легко. На самом деле, каждая певица в нем хорошо знает свое место в многоголосной конструкции и время включения в распев. Чтобы научиться понимать, а затем и петь семейскую протяжную песню, надо сначала научиться ее слушать. Жаль, что такая возможность есть не у всех. Бичурские бабушки из «Воскресенья» хотят поехать на конкурсы подобных народных коллективов, и чтобы найти деньги на дорогу, они устраивают гастроли по родному району.