Испытано на себе
14019
2

Журналист «Информ Полиса» ушел в монастырь, чтобы понять жизнь его обитателей

Среди послушников он повстречал бывшего музыканта и весьма успешного бизнесмена

Фото: А. Алексеев

«Уйду в монастырь!» – наверняка многие из нас в отчаянии либо просто ради шутки говорили подобные слова. Но каким нам представляется настоящий монастырь? При разговоре о нём наше воображение всегда рисует монахов в рясах и капюшонах, живущих в кельях и бродящих по территории с кучей запретов. 

Журналист «Информ Полиса» решил узнать, как на самом деле проходит жизнь в монастыре, кто такие монахи, откуда они приходят и чем там занимаются. Сложно представить, но, оказывается, люди кардинально меняют свою жизнь: в монастырь приходят даже бывшие музыканты и успешные бизнесмены.

Старейший монастырь

Я приехал в Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь ранним пасмурным утром. Его ворота были открыты, я спокойно прошёл на территорию и оказался в столь близком, но в то же время совершенно другом мире. Мимо проехал трактор с телегой, женщины работали на огороде, но я пока не понимал, куда мне идти и что делать. 

Навстречу мне вышел седовласый монах, облачённый в рясу. Это отец Григорий, эконом монастыря. Прибыл же я сюда с благословения игумена Алексия, но он был занят – приехали гости. Отец Григорий сказал, что можно пока прогуляться по территории монастыря и не опаздывать в трапезную на обед к двенадцати часам. 

Сам монастырь – это комплекс, состоящий из трёх храмов, двух келейных корпусов, где живут монахи и братья, трапезной и хозяйственных построек, включающих гараж, баню и прочее. Десять объектов монастырского комплекса являются памятниками истории и культуры федерального значения, включая монастырскую стену длиной 852 метра, ограждающую всю территорию обители. 

Из исторических объектов отреставрированы и освящены два храма – Святителя Николая Чудотворца и надвратный Архангела Михаила, келейный корпус, южная, фасадная часть стены и две угловые башни. На остальное пока не хватает средств. Ждет своего восстановления и главный храм монастыря – Троицкий собор. Внутри него пятнадцать лет назад был сделан только минимально необходимый ремонт для проведения богослужений, где они и проходили до момента восстановления и освящения в 2015 году Никольского храма. Полная реставрация собора предполагает обширные и весьма дорогостоящие работы по восстановлению не только сохранившейся части здания, но и полностью разрушенных в советское время колокольни, алтаря, требуются ремонт фундамента храма и прочие работы. 

Никольская церковь

Троицкий храм

Здесь стоит немного углубиться в историю и рассказать, что основан Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в 1681 году. 

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь, 1900 г.

Вид монастыря со стороны реки Селенги, начало XX в.

С приходом советской власти, в 20-е годы прошлого века, монастырь закрыли, и все его святыни были конфискованы. Его превратили сначала в колонию для малолетних преступников, а позже на этом месте открыли республиканскую Троицкую психиатрическую больницу, которая просуществовала здесь до осени 2006 года. 

– Это старейший монастырь на территории Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области из ныне действующих, – рассказал игумен Алексий, с которым мне удалось немного побеседовать перед обедом. – С лета 2005 года до конца августа 2006 года старшим здесь был иеромонах Николай (Кривенко), ныне епископ Северобайкальский и Сосново-Озёрский. Он проживал здесь с несколькими трудниками. Так как здесь в то время еще функционировала больница, серьезно заниматься восстановлением обители было невозможно, совершались богослужения и братия молились келейно. Они своими молитвами здесь как бы готовили окончательную передачу всего комплекса Троицкой больницы монастырю. А 31 июля того же года из Посольского монастыря приехал я и со мной еще 11 человек. Нужно отметить такой интересный факт, что все корпуса бывшей больницы нам передали по актам 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы! И главврач больницы со своими помощниками, не понимая, конечно, какое значение имел этот день для церкви, стал участником воистину исторического знаменательного события – сама Пресвятая Богородица в свой праздник благословила возрождение нашей обители. И с тех пор монастырь стал более активно развиваться, строиться. В конце ноября были вывезены последние больные, а 26 декабря 2006 года Священный Синод Русской православной церкви принял официальное решение о возрождении Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря. 

Михайло-Архангельский храм,  Юго-восточная башня и стена обители, Храм Святителя Николая Чудотворца. Все фото сделаны до реставрации 2006 г.

На плечи игумена Алексия выпала трудная работа по восстановлению полуразрушенного монастыря. По документам 20-х годов, когда власть забирала эту территорию, все здания были в отличном техническом состоянии, а через 70 же лет практически все здания архитектурного комплекса находились в полуразрушенном состоянии, требовали восстановления или капитального ремонта. 

Икона, которая плакала

На сегодня в Селенгинском монастыре несут свое служение один игумен, один иеромонах, иеродиакон, два монаха и восемь послушников. Они составляют братию монастыря. Также в монастыре обычно проживает около 10–15 трудников. 

– Трудники приходят поработать на благо монастыря, некоторые из них становятся послушниками, а кто-то понимает, что не может понести трудности монастырской жизни. Это ранний подъем, обязательное участие в монастырских богослужениях в храме не менее пяти часов в день, а перед Великим постом – более десяти часов. Шесть дней в неделю здесь рабочие дни – послушания на строительстве, в храме, на огороде, в трапезной и келейное молитвенное правило, которое исполняется индивидуально каждым и иногда составляет более двух часов. А в воскресенье и праздники все на богослужениях в храме, свободное время в эти дни составляет не более шести часов. И, конечно, обязательное соблюдение постов. Если по уставу церкви пост у мирян составляет около 200 дней в году, то в монастыре – почти 250 дней, включая понедельник. Так что жизнь в монастыре весьма напряженная. Трудно здесь, но и радостно, потому что ощущаешь себя ближе к Богу, – объяснил игумен Алексий. 

Послушник – это первая ступень к монашеству, когда даётся время подумать, действительно ли ты готов посвятить себя Господу. А когда уже человек осознаёт, что готов, и игумен монастыря видит, что человек созрел для монашества, совершается монашеский постриг. При постриге даются обеты Господу Богу – нестяжания, послушания, безбрачия. 

– И назад уже дороги нет, – говорит отец Григорий, всего около месяца назад ставший монахом. – Братья у нас из разных регионов – Бурятии, Читы, Иркутской области. Судьбы у всех людей разные. Кого-то Господь скорбями приводит, кого-то – другими путями. Но только когда человек осознает высоту и значимость монашеского служения, когда всю свою жизнь желает посвятить служению Богу, тогда он становится монахом. Человек в этом мире не может жить без скорбей, в миру у людей проблемы на работе, в семье, часто – с деньгами, а в монастыре идет борьба со страстями, со слабостями нашего человеческого естества. Здесь все служит спасению души человеческой, но не каждый это выдерживает. Иногда и послушники после нескольких лет жизни в монастыре уходят в мир. 

Что касается запретов, то в монастыре нельзя курить, пить алкоголь, сквернословить. Из рациона полностью исключено мясо. Молочные продукты и рыбу можно есть во все дни, кроме понедельника, среды, пятницы и многодневных постов. 

В 12 часов я отправился в трапезную. В небольшом помещении за двумя длинными деревянными столами собрались монахи и трудники. Братья перед обедом обсуждают хозяйственные дела и решают, когда лучше топить баню, ведь в субботу будет великий праздник – день памяти Николая Чудотворца. 

На столе – тёртая морковь, чеснок, сахар, соусы, хлеб и варенье. Перед обедом все встают, обращаются в сторону стоящей в углу иконы и читают молитву, батюшка благословляет обед, и все приступают к трапезе. На обед были рыбный суп и жаркое с рыбой. Во время приёма пищи молодой послушник читал вслух для всех книгу о монашеской жизни на святой горе Афон. После окончания обеда батюшка произносит: «Аминь», все встают, читают молитву и выходят из трапезной. 

– Брат Антон, – подозвал меня к себе после обеда отец Григорий и отвёл к иконе Божьей Матери «Всех скорбящих радость» в углу трапезной, чтобы рассказать об этом необычном образе. – Вот эта икона находилась в доме у одной семьи. И каждый раз, когда она «плакала», то есть на лике Богородицы появлялись слезы, в этой семье кто-то умирал. Хозяева передали эту икону монастырю. Многие ощущают, что это не простая, а чудотворная икона, молитва перед которой имеет особую силу. 

«Здесь жизнь настоящая»

После трапезы я присел на скамейке у монастырского сада. Здесь растут даурский орех, кедры, ели. Говорят, что здесь до революции было монашеское кладбище и братия разбила на этом месте цветник, где летом благоухают розы, красуются разноцветные лилии, петуньи, другие цветы. Когда-то здесь было высажено около тысячи кустов роз, но постепенно они погибают из-за зимних морозов. 

Давний прихожанин монастыря из соседней Таловки Анатолий, с которым я разговорился у цветника, поделился своим впечатлением о монастыре: 

– Я давно хожу сюда и пришел к выводу: для меня сегодня монастырь – лучшее на земле место. Здесь жизнь настоящая. А за стенами монастыря – ложь и лицемерие, и, чтобы там жить, надо где-то солгать, согрешить, а душа, которая с Богом, противится этому. А тут душа отдыхает. Здесь братское общение, совместная работа, молитва. И пусть здесь тоже не всё идеально, но мы же пока не в раю. 

За летним выносным алтарём, где в тёплое время года совершаются богослужения, когда молящиеся не входят в храм, обосновалось новшество для монастыря – живой уголок, за которым следят молодые послушники. Из животных здесь пока что черно-бурый лисёнок, енот и щенок хаски от титулованных собак. 

– Монастырь у нас миссионерский, в праздники приезжает много людей с детьми. И мы хотим сделать здесь контактный зоопарк, чтобы люди могли получать позитивные эмоции от общения с животными, – говорит послушник Матфей. 

Кроме того, в монастыре есть свой скотный двор: девять коров, девятнадцать телят, около ста кур, потому молочных продуктов и яиц здесь всегда в достатке. В поле трудники сеют пшеницу, косят сено, выращивают картошку. А на зиму в обители маринуют до 700 трехлитровых банок огурцов и помидоров! На грядках здесь растёт всё, как на любой даче, – морковь, капуста, помидоры, клубника, но только в больших количествах. 

Вечерняя служба

Что же касается моего времяпровождения в монастыре, то эта пара дней оказалась настолько насыщена, что время пролетело незаметно. Днём вместе с отцом Григорием, несколькими братьями и игуменом Алексием я съездил на открытие монастырского гуманитарного склада в селе Мостовка, единственного в Бурятии, который будет заниматься сбором и распределением продуктовой и вещевой помощи для нуждающихся. 

В пять вечера я отправился в Никольский храм на вечернюю службу, длившуюся более двух часов. В это время я слушал молитвы и крестился, как и все братья, пришедшие в храм. Описать эту атмосферу трудно, но скажу, что в такие мгновения храм наполняется ароматом, а от множества икон и центрального иконостаса исходит необычный свет, который словно проникает тебе в душу… 

Разместили меня в новом келейном корпусе, где живут послушники и монахи. Мне досталась уютная современная комната примерно на десять «квадратов» с кроватью, столом, шкафом для одежды и собственной раковиной. Так что миф о том, что монахи живут в тёмных кельях со свечой на столе, напрочь рассеялся. 

На ужин в восемь часов были макароны. После я отправился всё в тот же Никольский храм на вечернее правило. Оно длилось около часа, а параллельно шла исповедь братии у игумена. Из-за сильного дождя ежедневного крестного хода вокруг монастыря, который совершается братьями и паломниками монастыря, в этот день не было, поэтому в десять вечера я уже отдыхал в своей уютной келье. 

Устал от бизнеса и денег

Утренний подъём в монастыре – в половине шестого, после чего начинается утреннее правило, в восемь часов – завтрак, а с девяти и практически до обеда - утренняя служба в храме. Этот день, как и предыдущий, выдался дождливым и холодным, и я провёл много времени в Никольском храме, где было тепло и уютно. 

А при очередной встрече с отцом Григорием мне вдруг стало интересно, чем же этот человек, живущий в монастыре пятый год, занимался раньше. Ответ был удивительный. 

– Я всю жизнь занимался бизнесом, строительством и ремонтом железных дорог. Большую часть жизни я жил в Петербурге, потом переехал в Иркутск, а оттуда уже решил уйти в монастырь, – спокойно говорит он. – Долго колебался, долго думал, и просто решил для себя, что мне ближе по душе служить Господу. Бизнес оставил брату. Трудно было, конечно. Это же не с работы уволиться. Женат я не был никогда, детей нет, всю жизнь по командировкам. Я просто устал от всего – от бизнеса, от гонки за деньгами, постоянного вранья. Когда ты зарабатываешь много денег, их хочется всё больше и больше. Потом доходишь до такой степени, что у тебя вроде бы всё есть, а внутри – пустота. Тебе уже становится всё неинтересно. А когда я стал ходить в храм, исповедоваться и причащаться, тогда только начал понимать истинный смысл человеческой жизни. Цель нашего бытия, то, для чего человек живёт на земле, – это спасение души. Спасение, которое заключается в приходе к Богу, единении с Богом, избавлении души от адских мук для вечной жизни в Царствии Божьем. 

Сначала успешный питерский бизнесмен приезжал в этот монастырь, жил какое-то время и уезжал домой. Но в какой-то момент понял окончательно, что хочет жить в монастыре и служить своему Творцу. 

– Кто-то из моего окружения понял меня, кто-то не понял. Одни подумали, что я, наверное, заболел раком, другие заподозрили, что с ума сошёл. Родственники тоже не поняли, сёстры хотели ехать спасать меня, – слегка улыбаясь, вспоминает отец Григорий. – С родственниками я поддерживаю связь, но не так часто мы встречаемся и созваниваемся. С некоторыми друзьями тоже поддерживаю отношения, но все больше ощущаю, что они живут своей жизнью, а я своей. 

«Была мечта стать рэпером»

Рассказ монаха Григория не единственный, поразивший меня до глубины души. 25-летний послушник Матфей (это его имя в крещении, по паспорту он Эдуард) из Читы, ранее был рэп-музыкантом. На лице и руках у него заметны следы сведенных татуировок. 

Послушник Матфей

– Я занимался музыкой, у меня была мечта стать популярным рэпером. Я был одним из тех тинейджеров, кто мечтает заявить о себе, показать себя всему миру, всем что-то доказать, – вспоминает он. – А с братом Алексеем, который сейчас тоже живёт здесь, в обители, мы дружили с самого детства, постоянно разговаривали про Бога, о смысле жизни, и откуда-то была уверенность, что в будущем вместе уйдем в монастырь. Но видели в этой жизни и другие цели, которых тоже хотелось достигнуть, а уже потом уйти на служение к Богу. Брат Алексей изучал бизнес, а я переехал в Москву и там искал свой путь. Мне нравился ритм жизни в Москве, меня затягивало. И когда я уже делал татуировки на видных местах, то знал, что, наверное, я все-таки буду реализовываться как рэп-музыкант и посвящать этому себя полностью. В то же время осознавал, что невозможно стать настоящим рэп-музыкантом, одновременно имея цель в будущем уйти в монастырь. Но вот как-то на Пасху я был в кафе и вдруг заметил, что никто здесь даже не поздравляет друг друга словами «Христос Воскрес», не бьются яйцами, а куличей не видно даже в магазинах. Мы разговорились с девушками в нашей компании, они сказали, что поедут отдыхать в клуб, а я понимал: сейчас же Пасха, какие могут быть клубы?! И мне стало настолько больно, что я заплакал и понял, что хочу служить только Богу. Знаете, это был просто призыв. Свыше… 

Послушник Алексей

Как раз в то время из Читы, даже неважно в какой монастырь, собирался его друг Алексей. Вернувшись на родину, Эдуард исповедался в храме, удалился из всех соцсетей, оборвал связи со всеми друзьями и отправился вместе с Алексеем в путь. Они с хорошей экипировкой, палатками и достаточным количеством продуктов пешком отправились на запад проповедовать о Христе с надеждой добраться до какого-нибудь монастыря в центральной России. Но так вышло, что продуктов у них хватило только до села Ильинка, что в нескольких километрах от монастыря. Они прошли еще совсем недолго и увидели близ федеральной трассы купола и стены обители, куда и зашли попросить покушать и идти дальше. Но, видимо, именно это место было уготовано для них Господом. И после знакомства с игуменом Алексием, предложившим им отдохнуть несколько дней, они согласились остаться дня на три… И с тех пор живут здесь уже почти три года. 

К Матфею регулярно приезжает мама, навещали отец, брат, планирует приехать и бабушка. Что касается тату на лице и руках, которые он делал на пике творческого порыва, то Матфей за три года сделал уже 15 болезненных и дорогостоящих сеансов по их удалению с использованием лазера, но пока до конца не свёл. 

Целебный звон колоколов

Перед каждой службой, во время неё и после от монастыря на всю округу раздаётся волшебный колокольный звон. На звоннице у монастырского сада висят колокола разных размеров. К ним подходит звонарь Дмитрий, читает молитву и начинает бить сначала в маленькие колокола, затем подключает средние и вот уже вся звонница звучит как единый инструмент. Дмитрий ловко дёргает за верёвки, жмёт ногой педаль и от звонницы льётся сладостная, звонкая, самая настоящая музыка. 

Дмитрий, в прошлом предприниматель, трудится при монастыре и кочегаром, и электриком, занимается и прочими хозяйственными делами. О том, что он будет звонарём, ещё два года назад и представить не мог. 

- Сидим в трапезной, звонаря нет, батюшка братьев спрашивает: «Кто звонить хочет?». Ну, несколько братьев руки тянут. А он ко мне: «Брат Дмитрий, ты хочешь звонить?». Я говорю: «Батюшка, помилуйте, какой из меня звонарь?». А батюшка говорит: «Дмитрий, ты хочешь звонить», – посмеиваясь, вспоминает Дмитрий. – Я вышел на звонницу, повис тут на колоколах, не знаю, что делать, говорю: «Господи, помоги!». И Господь помог, научил меня. Это монастырь. Здесь такие вещи происходят! Я много о чём представления не имел, но стоит только благословение получить – и всё получается. Раньше розетку починить не знал как, а пожил здесь и теперь могу весь дом проводами обтянуть. 

Ещё до поездки в монастырь я слышал миф о том, что звонари никогда не болеют онкологией и сосудистыми заболеваниями. И Дмитрий это подтвердил. 

– Если налить воды на барабан и ударить по нему, что с водой будет? Она разлетится в пыль. Человеческая кожа – это барабан, вывернутый наизнанку. Прикоснулся к колоколу – и вся кровь, которая бежит по сосудам, взрывается внутри, разжижается, все тромбы и сгустки уходят. Кровеносная система начинает хорошо работать, происходит обогащение кислородом, – рассказывает звонарь. – В одном звоне колокола столько звуков! Если его записать и разложить на диапазоны, то получится три-четыре октавы. От колокола ты получаешь столько частот, что в организме всё вредное расщепляется. Колокола – они живые, их звон оздоравливает тело и душу.  Но главное – колокола прославляют Бога и напоминают миру о том, что Он есть. 

И напоследок…

Перед началом очередной вечерней службы я собрался в обратный путь. Игумен Алексий и отец Григорий были уже в храме, я не успел с ними попрощаться, но передал свои слова благодарности и низкий поклон через послушника Матфея. Надо сказать, что это настолько добрые, искренние и душевные люди, что с ними не хочется расставаться, есть желание быть где-то рядом или хотя бы часто приезжать в гости. Может, поэтому в Свято-Троицком Селенгинском монастыре всегда много гостей и царит тёплая спокойная атмосфера. А уж как здесь красиво встречают праздники – Рождество, Крещение, Пасху, Благовещение, Троицу – не передать словами! 

И запали мне в душу слова игумена Алексия, которыми я и хотел бы подвести итог своего рассказа: «Счастье – когда ты любишь и тебя любят. Когда ты делаешь добрые дела и от этого тепло и мир на душе».

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях