Сегодня вся Россия озабочена тем, как снизить число детских и подростковых правонарушений. Конфликты в школах могут привести к фатальным последствиям, поэтому так важно проработать их профилактику. 27 мая в Народном Хурале Бурятии состоялся круглый стол, где обсуждались медиативные технологии. Может ли медиация стать инструментом профилактики подростковых и детских правонарушений? Как распространить ее в Бурятии?
В России существует ряд профилактических программ, чтобы снизить правонарушения, а в школах работают психологи и кураторы, которые готовы выслушать детей и подростков. Но уследить за всеми не получается, а значит, надо разрабатывать новые программы и методы, которые помогут минимизировать конфликты. Народный Хурал посвятил круглый стол теме “Медиативные технологии как инструмент предупреждения (профилактики) подростковых и детских правонарушений, конфликтов и споров с участием детей”. Специалисты и представители правительства обсудили, каких методов профилактики не хватает в Бурятии, и как реализовать их.
- Умение решать споры, договариваться и гасить конфликты ещё в начале - это крайне важно. Тогда, вполне возможно, что ребёнок, получив удовлетворение от того, что его конфликт школьный разрешился и у него уже не будет негатива, - предположил председатель комитета по социальной политике Народного Хурала Бурятии Игорь Марковец.
Тренер-медиатор Светлана Тоневицкая рассказала об эффективной технологии медиации. Следуя ей, участники конфликта ведут переговоры, чтобы урегулировать спор с лучшим решением для сторон. За их переговорами наблюдает третий участник - медиатор. Он-то и помогает прийти к единому мнению, чтобы каждый остался доволен. Как считают психологи, обычный разговор может полностью решить спор.
- Я работала со статистикой и пришла к выводу, что из 100 жителей Бурятии 85 готовы к переговорам, если позиция соперника выражена четко и понятно. Еще 14 человек будут хитрить при переговорах, чтобы получить из конфликта выгоду. И только с 1 из 100 нельзя договориться никаким способом, - рассказала Светлана Тоневицкая.
Участники круглого стола согласились, что медиация - отличный инструмент профилактики детских и подростковых правонарушений. Но пока в Бурятии сложно найти психологов, владеющих медиацией. Школьные кураторы и специалисты не могут оказать надлежащую помощь, просто потому, что у них не хватает знаний и навыков. Их нужно обучать и курировать, а денег в бюджете на это сейчас нет.
- Дети - высшая ценность нашего государства. Я предлагаю развивать и укреплять институт медиации. Хотелось бы, чтобы были службы школьной и семейной медиации. Также важно обратить внимание на детей, оставшихся без попечения родителей. Дети будут меньше конфликтовать друг с другом, со взрослыми. Пока в бюджете не хватает средств, службу можно создать из детей, родителей и тех взрослых, которые задействованы в этой среде - преподаватели, социальные работники, - заявила детский омбудсмен Наталья Ганькина.
Она добавила, что для развития службы нужны не только средства, но и заинтересованность всех сторон. Технология медиации уже хорошо зарекомендовала себя, и сейчас ее необходимо развивать в Бурятии. Но реализовать метод могут только заинтересованные и квалифицированные люди.
Участники круглого стола согласились, что хоть психологи и есть в каждой школе, далеко не везде они работают как следует. Не хватает времени на всех учеников, а навыков недостаточно, чтобы понять глубину проблемы и помочь с ее решением. Пришли к выводу, что в республике наблюдается недостаток образования и это надо исправлять.
По итогам круглого стола был принят ряд предложений для включения в профилактические программы. Это и регулярное обучение медиаторов, и расширение штата. Помимо этого, было решено развивать Службу примирения, куда смогут обращаться родители, дети и школьные кураторы. Ведомство поможет развивать взаимодействие между детьми и взрослыми, специалисты смогут делиться друг с другом опытом и давать советы родителям.