Директор ФГБУ «Россельхозцентр по Бурятии» Намжил Мардваев рассказал в соцсетях, что наткнулся в Джидинском районе на множество трупов скота. Судя по всему, там произошёл массовый падёж – мёртвые животные лежали в канавах, оврагах и буераках.
- Если сказать откровенно, писать об этом изначально не хотелось, хотя увиденное более месяца назад повергло меня в шок, – признался он на своей странице в Facebook. – В прошлом году в Джидинском районе очень рано выпало много снега, что необычно для этих мест. Опытные сельхозники знают: основной падёж скота в год, когда мало кормов, бывает весной – в период начала отрастания травы. Так случилось и в этом году. Огромные убытки потерпели и без того не особо богатые сельхозпредприятия, фермеры и сельчане. Но раз подобное случилось, трупы положено утилизировать. И главное, чтобы доступа к ним не было ни у домашних животных – собак, кошек, ни у диких – лис, волков и диким. Для этого строят те же скотомогильники.
Но на сей раз скотина просто лежала на земле. Как выразился Мардваев – «в свободном доступе».
- Всё это несет огромную опасность массового распространения различного рода инфекций и болезней, – добавил автор поста. – Видимо, все ждут вспышку, и только тогда в авральном порядке героически будут устранять. Нужно отметить, что из-за обильных дождей все стоки с бактериями и патогенами от этих павших животных попадают в ручьи, далее – в реки и придут по Селенге в Улан-Удэ, а затем – и в Байкал.
По словам главы Россельхозцентра Бурятии, пали в основном коровы симментальской и казахской пород и лишь несколько голов калмыцкой.
- И ещё некоторые показались не так уж сильно истощёнными – по крайней мере, не сказать, что совсем уж «кожа и кости». Рассказывают, что у главы одного из сельских поселений района пали семь голов скота даже при наличии сена, что, возможно, требует изучения, – подчеркнул Намжил Мардваев. – Писать об этом сразу я не стал, поскольку знал: структурам всех уровней всё известно. Тем более, контрольно-надзорных структур сейчас хватает. Считал ,что всякое бывает и не всегда удаётся сразу развернуться. Но думал, что организуются и не допустят, чтобы трупы павших животных были рассадникам всякого рода заразы. Но увы.
А через несколько дней руководитель ведомства заявил: людей, приславших ему снимки с трупами, «начали обвинять» и даже грозятся оштрафовать их. «Неужели было бы лучше, если бы случилась вспышка болезней?», – недоумевает Мардваев.
Возможно, речь идёт о тех самых коровах, которых сожгли недавно в Джидинском районе. Никаких возбудителей особо опасных заболеваний в них не нашли.
Ранее, в марте, в управление Россельхознадзора по Иркутской области и Бурятии обратились жители Джидинского района, которые пожаловались на незаконное размещение биологических отходов в нескольких населённых пунктах. Речь идёт о сёлах Булык, Петропавловка и Желтура.
Сотрудник ведомства и в самом деле обнаружили там трупы лошади и крупного рогатого скота. После этого в Россельхознадзоре возбудили три административных дела на владельцев животных «за невыполнение обязательных требований по утилизации и уничтожении биоотходов». Виновным назначили наказание в виде штрафа размером в 24 тысячи рублей.