О том, что в Тункинском нацпарке находится несанкционированная свалка общественности стало известно в конце мая. Тогда на месте побывал глава Бурятии Алексей Цыденов. Тут же был поставлен вопрос о ее ликвидации. После этого к делу подключился Следственный комитет. В ведомстве начали процессуальную проверку.
За комментариями мы обратились к директору Тункинского национального парка Алдару Доржиеву.
- Алдар Джангарович, первый вопрос, который возникает при виде свалки на фоне прекрасной природы, как такое возможно в нацпарке?
- Прежде чем ответить на ваш первый вопрос, отмечу: проблема свалок в национальных парках – головная боль не только нашего Тункинского нацпарка. Росприроднадзор выявил такие свалки в границах 31 федеральной особо охраняемой природной территории. Так юридически правильно называются нацпарки и заповедники. Свалки официально называются объекты, негативно влияющие на уникальные экосистемы. Сегодня закон запрещает полигоны твердых коммунальных отходов (ТКО) в границах национальных парков. Поэтому региональный оператор обязан вывезти отходы на полигон, расположенный в 500 километрах. Вывозить отходы мусорный оператор должен согласно территориальной схеме. Но как показала свалка, усилий регоператора по вывозу мусора явно недостаточно. Прибавьте к этому отличительную особенность Тункинского нацпарка, которая напрямую влияет на количество мусора.
- Чем еще кроме уникальной природы и обилия целебных источников Тункинский нацпарк отличается от других особо охраняемых природных территорий? Например, от того же Баргузинского заповедника?
- Этим сравнением вы уже частично ответили на свой вопрос. В том же Баргузинском заповеднике нет населенных пунктов, где постоянно живут люди. Туда только приезжают туристы. А Тункинский - единственный в России нацпарк, чьи границы полностью совпадает с административными границами муниципального района. Неслучайно, у нас даже название одно. Отсюда и особенность Тункинского нацпарка, что в 35 населенных пунктах проживает более 20 тысяч граждан. Согласитесь, что они не могут жить без отходов. К этому добавьте туристический поток в Тунку. По самым малым подсчетам более 250 тысяч человек ежегодно посещают Тункинский нацпарк. Представьте, насколько это увеличивает объемы отходов, производимые в границах Тункинского района.
- Представляю. Что в этих условиях могут сделать работники нацпарка?
- Почему-то сложилось мнение, что вывозом мусора с территории национального парка должны заниматься его сотрудники. Но у них совсем другие задачи. Вывоз может осуществляться только региональным оператором. В полномочия нацпарка входит сохранение природных объектов и комплексов, научно-исследовательская и эколого-просветительская деятельность. С недавних пор нашим приоритетом стало и развитие экологического туризма. Наши государственные инспектора регулярно привлекают к административной ответственности нарушителей режима национального парка. Как видите, проблема системная. Чтобы решить этот многолетний вопрос в корне, надо внести изменения в законодательство.
- Кстати, говоря о многолетней проблеме. Видно же, что свалка появилась давно, еще до вашего назначения директором Тункинского нацпарка. Почему же обвиняют вас?
- Будем точнее в словах, меня лично никто не обвинял. В СУ СКР по Бурятии начата процессуальная проверка. Свалка, действительно, появилась около десяти лет назад. Я принял руководство в 2019 году и до сих пор помню первое шокирующее впечатление от этой свалки. Но я нисколько не снимаю ответственности с себя за ее ликвидацию. Поэтому в прошлом году, на совещании в Минприроды России я внес предложение дополнить паспорт федерального проекта «Чистая страна» особо охраняемыми природными территориями. Это позволило бы рекультивировать все несанкционированные свалки, выявленные на 1 января 2020 года в национальных парках. Таких свалок немало в масштабах страны. Мое предложение рассматривается в федеральном министерстве.
- Подробнее о федеральном проекте «Чистая страна», пожалуйста.
- Этот одно из ключевых направлений нацпроекта «Экология» для ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и особо опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.
- Несанкционированные свалки, понятно. А что такое объекты накопленного экологического вреда?
- К ним относятся свалки, полигоны, пруды-отстойники, отвалы горных пород и другие «горячие точки» отходов.
- Например, фенольное озеро в центре Улан-Удэ?
- Да, самый наглядный пример. Так вот, стратегическая задача нацпроекта «Экология» по этому направлению – восстановить земли, занятые незаконными полигонами, чтобы улучшить качество жизни. Фактически это масштабная мусорная реформа. Она должна создать новую отрасль переработки отходов. И первый шаг на пути к этой цели в том числе федеральный проект «Чистая страна». Его цели – сформировать эффективную систему обращения с отходами; снизить экологическую нагрузку, связанную с несанкционированными мусорными полигонами; создать систему информирования о незаконных свалках.
- А вы успеете попасть в паспорт этого проекта?
- Будем стараться. Его реализация завершится к концу 2024 года. Мое предложение не решит проблему сразу, поскольку требует дополнительного финансирования. Но я повторил свое предложение на Невском международном экологическом форуме. Он прошел под эгидой Совета Федерации и правительства России и личном участии Валентины Матвиенко и зампреда Виктории Абрамченко. Поэтому я уверен, что наболевший вопрос по ликвидации свалок в границах особо охраняемых природных территорий будет решен.
- А возможно сделать так, чтобы несанкционированные мусорные свалки не появлялись хотя бы в национальном парке?
- Возможно. Чтобы исключить саму возможность появления несанкционированных свалок, нужно внедрить современную систему управления отходами. Она основана на организации сбора вторсырья. Вариант этой системы наша команда разработала на конкурсе Агентства стратегических инициатив по развитию экотуризма на особо охраняемых природных территориях. Вы помните, этот конкурс проходил под эгидой сразу четырех федеральных ведомств – Минприроды России, Минвостокразвития России, Минэкономразвития России, Федерального агентства по туризму. Всем им мы представили разработанный проект обустройства инфраструктуры в населенных пунктах Тункинского района: пункты сбора вторсырья, прессы, транспортная логистика доставки до переработчика вторсырья. Создание такой современной инфраструктуры по сбору и переработке вторсырья станет первым шагом для решения вопроса несанкционированных свалок.
- Безусловно, система управления отходами придумана хорошая. Но пока сами жители и гости Тункинской долины не изменят отношение к мусору, не поможет никакая современная инфраструктура по сбору и переработке отходов.
- Вы абсолютно правы. В основе лежит экологическое просвещение. От малышей и до стариков. Каждый из нас отвечает не только за свой дом, но и свой район, город, республику. Именно этот тезис - основной при проведении экопросветительских акций в школах, в организациях и предприятиях Тункинского района. Это направление - наша приоритетная уставная задача. Все знают, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Принцип «принес – забери с собой» становится основополагающим на особо охраняемых природных территориях.
- Глава республики Алексей Цыденов пообещал ликвидировать эту свалку. Каким образом это будет происходить?
- Сначала огородим это место, чтобы ветром всё не раздувало. На сессию Народного Хурала 30 июня должны внести вопрос о выделении средств на проектирование мусоросортировочного комплекса.
- Спасибо!