С марта по июнь в Центре развития культуры и современного искусства Бурятии любой желающий мог попробовать себя в роли рисовальщика. Любители изобразительного искусства собирались здесь по вторникам и пробовали свои силы вместе с профессиональными художниками, которые тоже рисовали натуру и давали советы участникам. А после восьми недель этого уникального марафона прошла выставка, где участники смогли продемонстрировать свои работы.
Трудно, но увлекательно
Такие вечерние времяпрепровождения с карандашом, планшетом и мольбертом получили название «Натурные вторники», так как собирались их участники в основном по вечерам вторника, в более-менее удобное для всех время. А организатором мастер-классов, куратором и идейным вдохновителем стала художник Анна Никитина.
— Идея проведения такого проекта мне пришла в голову, потому что я начала преподавать и увидела, что у ребят-студентов нет системного понимания, зачем нужен академический рисунок и насколько он важен в художественном образовании, — рассказывает Анна. — Но так как студенты молодые и большинство из них, надеюсь, пойдут работать по профессии, мне такое положение показалось неприемлемым, и я придумала серию мастер-классов, чтобы раз в неделю художник-профессионал, практикующий натурное рисование, ставил красивую модель и рисовал её вместе с будущими художниками. Это хорошая возможность посмотреть процесс, понять, что кроется за красивой картинкой, какие задачи ставит себе художник при рисовании и какими инструментами пользуется для передачи объёма, пропорций, ракурса, освещения и индивидуальных черт модели… в общем, профессиональную «кухню» художника.
Объект для рисунка — обнажённая натура человека. Именно такая натура используется художниками для изучения анатомического строения человека. Анна Никитина объясняет, что специальное художественное образование в институте включает в себя в обязательном порядке пластическую анатомию — строение скелета, мышечного каркаса человеческой фигуры в покое и движении. Эти знания и навыки необходимы для понимания пластики и в конечном итоге для того, чтобы художник мог убедительно и выразительно изображать фигуру человека. Моделями выступили начинающие и ведущие артисты балета из Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Цыдынжапова.
Всего в Центре современного искусства прошло восемь «Натурных вторников», на которых присутствовали по очереди шесть художников. Заслуженный художник Бурятии Зорикто Доржиев дал два мастер-класса подряд.
— У него нацеленность была не на то, что сделает он сам, а на то, чтобы поработать с аудиторией. И во время мастер-классов он подходил к участникам, объяснял, как работает тот или иной приём, подсказывал, как исправить неточность в передаче пропорций, давал личные рекомендации, рассказывал о своём опыте, как он учился и для чего. Это очень важный момент, который абсолютно точно отвечал задачам нашего проекта, — отметила организатор мероприятия.
Также в мастер-классах приняли участие художники из Красноярска: преподаватели Сибирского государственного института искусств им. Д. Хворостовского Сергей Назаров, Александр Мортаев и Лариса Булатникова. Сергей Назаров показал, как за два с половиной часа можно сделать рисунок со сложнейшей задачей: лежащая мужская фигура в ракурсе с использованием мягких графических материалов — сангины и сепии, которые, к слову, нельзя начисто стереть резинкой с бумаги и поэтому все штрихи должны быть максимально точными. Александр Мортаев продемонстрировал мастер-класс по рисунку в стиле «модерн». Он рассказал о приёмах в рисунке, которые помогут «преодолеть страх чистого листа», и о композиции пятен, которую можно практиковать в изображении чего угодно: от обнажённой модели до абстракции. Лариса Булатникова преподаёт на кафедре дизайна и отличается творческим подходом в постановке учебных задач. Она предложила участникам сделать серию коротких рисунков фигуры человека тушью, начиная с коротких набросков и заканчивая листом с композицией фигур наподобие греческой чернофигурной вазописи. Участники «Натурных вторников» после признавались, что им было немного трудно, но увлекательно.
На «Натурные вторники» приезжали и преподаватели из Иркутска Валентина Дережанова и Наталья Довнич.
Преподаватель, доцент кафедры монументально-декоративной живописи им. В. Смагина Иркутского национального исследовательского технического университета Наталья Довнич рисовала монументально-декоративный рисунок женской модели в нетривиальном для академического рисунка квадратном формате, а преподаватель педагогического института Иркутского государственного университета Валентина Дережанова вместе с участниками делала рисунок мужской полуфигуры с пояснениями основных этапов ведения рисунка.
Завершились эти творческие вечера итоговой выставкой, на которой из всех участников (а их было более 100) 33 представили свои работы. На выставке сейчас можно увидеть более 70 рисунков.
— Нашей задачей было показать, что мы наработали в течение восьминедельного марафона, а также дать возможность участникам посмотреть на свои рисунки со стороны. Уверена, что для многих такой опыт очень полезен и как стимул для дальнейшей работы, и как восприятие себя в качестве художника, творца, — рассказывает Анна Никитина. — Конечно, уровень рисунков, представленных на выставке, разный, потому что кто-то из участников уже великолепно владеет рисунком, а кто-то только учится и ему ещё нужно оттачивать технику. Но в этом и заключается интерес: увидеть, как можно изобразить одну и ту же модель и с точки зрения профессионализма, и с точки зрения творческого подхода. Каждый участник «Натурных вторников» имеет право на самовыражение в рисунке. Занимательно, проходя по выставке, угадывать знакомые черты модели: «Это солистка балета Анна Петушинова!», «Здесь она как на картинах эпохи Возрождения, а здесь видна её характерная осанка…». Речь не о сравнении как таковом, а о многогранности восприятия и способах передачи пластики, объёма, материальности различными графическими материалами. Выставка — это итог проекта «Натурные вторники». Проект на данном этапе уже закончен, но я вижу, как его можно продолжать немного в другом ракурсе, чтобы смотреть, учиться, общаться между собой и профессионально расти. Я от души благодарю Аюну Владимировну за то, что поддержала мой проект. Такая заинтересованность, вовлечённость и сопереживание на каждом этапе реализации проекта заслуживают отдельных слов благодарности! Конечно, проект не состоялся бы без поддержки Министерства культуры РБ и лично министра Дагаевой Соелмы Баяртуевны. Мне выпала честь проводить «Натурные вторники» во время самых первых месяцев работы центра. Здорово, что современное искусство понимается не только как дерзкое и молодое, но и как профессиональное, вдумчивое и ответственное перед зрителем. Ведь художники, они как пророки: видят и творят будущее. Всем людям, поддержавшим мой проект: художникам, согласившимся поделиться своими секретами мастерства, членам жюри, помогавшим отобрать работы на выставку (народный художник РФ, академик Российской академии художеств Ч. Б. Шенхоров, мастер буддийской живописи Буддийской традиционной сангхи России, заслуженный деятель искусств А. А. Кочаров, председатель БРО ВТОО «Союз художников России», заслуженный художник РБ Е. А. Болсобоев, заслуженный художник РБ З. Б. Доржиев), и, конечно, участникам, самоотверженно посвятившим восемь вечеров натурному рисованию, хочу сказать большое спасибо!
«Так редко встречаем нечто подобное»
Директор Центра современного искусства «Залуу» Аюна Владимировна Цыбикдоржиева отметила, что уникальность авторского проекта Анны Никитиной в том, что он был задуман в ходе подготовки к открытию Центра развития культуры и современного искусства. В январе 2021 года он был представлен главе Бурятии Алексею Цыденову, получил одобрение, а позднее и финансовую поддержку со стороны Министерства культуры республики. Проект прошёл все этапы: от замысла до реализации в стенах центра, и завершился итоговой выставкой.
— Мне видится, что Анна Никитина и Ассоциация молодых художников Бурятии, приглашённые кураторы и балетные артисты сработали честно, очень профессионально, удивительно деликатно, красиво и звонко! Ведь посетители «Натурных вторников» заплатили за ожидаемое качество своими радостными эмоциями, я видела их счастливые и прекрасные лица, многих из них я запомнила навсегда. И верю, что позже ещё услышу их имена и увижу работы, которые будут прославлять Бурятию, — отмечает Аюна Владимировна. — Сегодня мы так редко встречаем нечто подобное: откровенный и открытый разговор, которые вели приглашённые художники из Бурятии и других регионов, являющиеся представителями различных художественных школ и направлений, с участниками «вторников». Более 100 молодых художников получили исключительные навыки и компетенции. Редкость — это прекрасные натуры артистов бурятского балета. Спасибо, ребята, вы — роскошные. А необычный подход Анны, ее эрудированность в вопросах художественного образования в России и мире помогли всем нам по-новому взглянуть на такой вид искусства, как рисование с натуры.
Аюна Цыбикдоржиева особо подчеркнула, что проект Анны Никитиной оригинальный, не похожий ни на что другое, о чём приходилось читать и что видеть.
— Со своей стороны скажу, что за годы руководящей работы в отрасли культуры видишь и чувствуешь действительно талантливых и очень скромных людей, которым необходима поддержка, и стараешься приложишь максимум души и сердца, чтобы засияли новые звёзды! Следите за нашими обновлениями, чтобы быть в курсе происходящего. Главный принцип работы Центра развития культуры и современного искусства — взращивание толики доброты, чтобы жизнь вокруг стала разнообразнее и счастливее. Мои слова благодарности всем тем, кто помог проекту с надеждой на его продолжение в будущем! — подытожила Аюна Владимировна.
Итоговая выставка сейчас проходит в Центре современного искусства «Залуу» по адресу ул. Коммунистическая, 19.
Стоимость посещения:
— 50 рублей;
— Льготные билеты: 30 рублей (школьники, студенты, военнослужащие);
Сайт: zaluu.ru
Инстаграм: instagram.com/centre_zaluu