Знаменитый Витимский мост находится на границе Бурятии и соседнего Забкрая и считается одним из самых опасных в стране. Возвели сооружение ещё в начале 80-х во времена строительства Байкало-Амурской магистрали как временное, а после появления постоянной железнодорожной переправы через Витим подожгли. Однако две параллельные железнодорожные платформы шириной в полметра остались, и пространство между ними впоследствии заложили шпалами.
Стальной памятник БАМу протяжённостью 565 метров в итоге оказался никому не нужен – он пользуется популярностью, пожалуй, только среди путешественников и любителей экстремальных дорожных условий. Ездили по нему и автомобилисты – на свой страх и риск. Эксплуатацию моста, кстати, запретили ещё в июле 2016 года после прокурорской проверки.
Недавно об опасной переправе узнали аж за границей. В мае издание «Открытые медиа» опубликовало в своём Instagram небольшой ролик, посвящённый мосту. Видео едущим по нему с грузовиком стало очень популярно в Британии. В соцсетях жители этой страны писали, что у водителя просто стальные нервы.
Судьба сооружения обсуждалась на сессии Народного Хурала 30 июня. Отвечая на вопрос депутата Дмитрия Шевцова о будущем переправы, глава региона Алексей Цыденов отметил, что это «ничейный, технологический мост». Брать за него ответственность власти пока не торопятся, да и средств на его реконструкцию нет.
- Мы заявили его в Минтранс России – по федеральной программе «Мосты и путепроводы» как наш. Но пока не оформляли, потому что как только на себя оформим, прокуратура на следующий день нас всех и упакует за такое состояние объекта. Предварительное одобрение есть, поэтому надеемся, что финансирование будет, – пояснил Цыденов. – Сейчас идёт увеличение доли акцизов, ранее поступавших в федеральный бюджет, в региональные дорожные фонды. Это начнётся с 2023 года. Надеемся, благодаря этому с деньгами будет получше.
Кстати, летом 2019-го житель муйского посёлка Таксимо Алексей Лубенец выложил в Интернете ролик, посвящённый Витимскому мосту и в беседе с «Московским комсомольцем в Бурятии» признался, что он «очень страшный».
- Но люди на свой страх и риск перебираются по нему на другую сторону берега, – отметил сельчанин.
В 2018-м одну из опор сооружения смыло подтаявшей рекой и в итоге посёлок Куанда в Каларском районе Забайкалья, где на тот момент проживало почти полторы тысячи человек, остался без автомобильного сообщения. После этого переправа стала ещё опаснее. Но по мосту продолжают ездить УАЗики и «КамАЗы». Потому что иначе никак. Впереди машины обычно пешком идёт человек, который помогает водителю рулить. Опор на мосту нет, перекрытия сгнили. По словам собеседника «МК», «там всё превратилось в труху».