В 2020 году в России приняли поправки в Конституцию, изменяющие и дополняющие многие законы. Так, теперь правительство может создавать в стране федеральные территории, на которых будут действовать особые правила. Что это за правила и почему жителям Бурятии лучше узнать о них уже сейчас? Эксперты предполагают, что это напрямую может коснуться нашей республики - к 2025 году озеро Байкал может стать федеральной территорией и жизнь местных жителей тогда круто изменится.
Незваные хозяева
Что такое федеральная территория (ФТ)? Это зона, которая не относится ни к одному субъекту и подчиняется федеральному центру. Если Байкал причислят к таким территориям, он выйдет из состава Бурятии и Иркутской области и получит собственный бюджет, а также имущество. Здесь появятся устав территории и даже свой глава, назначенный президентом России. Все решения будут принимать федералы: от «где построить новый отель» до «можно ли местным жителям садить картошку».
Зачем нужны ФТ? По заверениям властей, так проще и эффективнее управлять. Во-первых, все ресурсы концентрируются и хранятся в одном месте. Деньги, которые зарабатывает обособленная территория, там же и остаются, не утекая на нужды региона. Собранные налоги тоже идут мимо бурятской казны прямиком в Москву. А еще федералы могут вкладывать в свою территорию средства из госбюджета, минуя региональные и районные власти, что значительно ускорит процесс передачи и освоения денег.
Первой федеральной территорией в России стал поселок Сириус. Его вывели из состава Сочи, чтобы сохранить и развить построенную в Имеретинской низменности олимпийскую инфраструктуру. Обособленная территория стала наукоградом - инновационным, научным, образовательным и туристическим центром. Теперь школьники со всей страны развивают здесь свои таланты и получают современное образование. Благодаря олимпийскому наследию в Сириусе созданы уникальные условия для образования и «умного туризма».
Вот только жителям Сочи не очень-то понравилось, что у них из-под носа увели перспективный инновационный центр. Мало того, что теперь их город не зарабатывает на Сириусе (хотя строили его на общие налоги), так еще и финансирования объекту достается больше. И хотя народ недоволен, Сириус развивается по плану правительства - здесь регулярно проходят научные и образовательные форумы, прокачивается инфраструктура, растут доходы.
Кажется, что и перевод Байкала в федеральную территорию пойдет только на пользу. Денег станет больше, экологические проблемы решатся, а жадным бизнесменам запретят строить нелегальные курорты. Но не все так просто. Если территория станет федеральной, на ней появятся свой глава и свои органы власти, которые могут принимать выгодные для себя решения, не считаясь с интересами тех, кто проживает в этих местах. Известный эколог, правозащитник и кандидат геолого-минералогических наук Евгений Кислов объяснил «Информ Полису», как, на первый взгляд, благоприятное решение может обернуться адом для местных жителей.
- Перевод Байкала в федеральную территорию приведет к тому, что большая часть регионов, примыкающих к нему, выйдет из состава Бурятии. Это Кабанский, Прибайкальский, Северобайкальский и Баргузинский районы. Непонятно, насколько там сохранятся полномочия органов местного самоуправления. Глядя на то, как федералы обращаются с Байкалом, не верится, что переход в их территории улучшит ситуацию на озере. Они игнорируют интересы местных жителей. Вероятно, если Байкал станет федеральным объектом, там усилятся запреты на жизнь и хозяйственную деятельность, что вынудит людей либо покидать районы, либо действовать незаконно. Дойти может до того, что запретят сажать картошку в своем огороде, косить сено, держать коров, - считает Евгений Кислов.
Эколог пояснил, что сейчас в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории существует ряд ограничений: там нельзя строить жилье, промышленные объекты, мусоросортировочные комплексы, очистные сооружения. Между тем на побережье проживает более 100 тысяч человек, которым приходится трудно из-за запретов на рыбную ловлю и рубку леса. Новые ограничения просто парализуют их жизнь и превратят районы в «резервации».
Спасать всем миром
Почему Байкал вообще могут решить сделать ФТ? По мнению властей, озеро нужно срочно спасать, чего ни Бурятия, ни Иркутская область сделать не в состоянии. Экологические проблемы начались давно, но решать их региональные власти не торопятся. Поэтому, когда в Конституцию вносили поправки и разрешили создание федеральных территорий, внести в их список предложили и Байкал.
- У меня всегда болит душа за озеро Байкал с тем, чтобы сохранить это озеро для потомков, чтобы обеспечить решение всех экологических и иных задач. Байкал территориально относится к нескольким субъектам РФ, но я бы, например, создала специальную федеральную территорию по озеру Байкал, чтобы мы всем миром, что называется, сохранили и спасли это озеро, - заявила тогда председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Региональные власти отреагировали на предложение без энтузиазма. Глава Бурятии Алексей Цыденов припомнил Тункинский нацпарк, оказавшийся под управлением федералов. Вместо развития территории они только навредили местным жителям запретами. А губернатор Иркутской области Игорь Кобзев и вовсе заявил, что «Байкал - это неотъемлемая часть прилегающих регионов», а посыл о сохранении озера всем миром назвал «неубедительным», так как существующих мер вполне достаточно.
И правда, смогут ли федеральные власти разобраться с экологическими проблемами Байкала? В Министерстве природы Бурятии считают, что оставлять федералов у руля не лучшая идея. Министр природных ресурсов РБ Сергей Матвеев объяснил «Информ Полису», почему в спасении озера лучше положиться на местных специалистов.
- Мы живем на Байкале, мы его знаем, мы его чувствуем. Мне кажется, будучи за тысячи километров от Байкала, сложно принимать решения и давать советы. Поэтому мнение специалистов Бурятии и Иркутской области должно оставаться приоритетным. Ясно, что сейчас на Байкале много проблем, которые нужно оперативно решать. Люди из Москвы могут принимать участие, но именно прислушиваться к нашим рекомендациям, а не давать свои. Но вообще это все только слухи. Мы сейчас стараемся не тратить время на сплетни, а работать над реальными проблемами, - заявил Сергей Матвеев.
Кто будет платить?
Если Байкал станет федеральной территорией, больше всего достанется проблем малому и среднему бизнесу. Владельцы турбаз и гостевых домов уже и без того устали от запретов и регламентов. Смогут ли они адаптироваться к работе на федеральной территории? Председатель комитета по туризму «Опоры России» в Бурятии Дарима Кокодеева рассказала «Информ Полису», как обстоят дела предпринимателей на Байкале сейчас.
- Дела зачастую ведут люди, далекие от бизнеса. Вот, например, какая-нибудь тетя Валя с пятью домиками. Ей говорят, что нужно строить канализацию за полтора миллиона рублей, а она столько не зарабатывает. Что делает тетя Валя? Она уходит в подполье и работает нелегально. Потом приезжают правоохранители и выписывают ей штраф за незаконную деятельность. Ограничения ужесточают постоянно, выходят акции и регламенты, запреты. Сложно будет всегда, потому что мы работаем в России. Законы не дают подняться малому бизнесу, - считает Дарима Кокодеева.
Тем не менее она уверена, что даже если Байкал станет федеральной территорией, малый бизнес будет жить, потому что местные предприниматели уже привыкли к запретам и умеют адаптироваться в подобных ситуациях. Как считает председатель, важен не сам закон, а качество его исполнения. Если обособление Байкала пройдет грамотно, то и местные жители, и предприниматели не останутся внакладе.
Если Байкал все же станет федеральной территорией, то и принимать решения тут будут федералы. В их силах будет обложить налогами предпринимателей, ужесточить запреты на жизнь и хозяйственную деятельность для местных, сделать въезд на Байкал платным или запретить его вовсе. Что федералы хотят строить на побережье? Если в сочинском Сириусе они заранее анонсировали наукоград, то о планах на Байкал пока ничего неизвестно. Ясно одно: обособление озера заденет каждого жителя Бурятии.