При чём здесь психология и какие блоки необходимо разрушить перед поступлением? Как ребёнку сделать самостоятельный выбор и не промахнуться?
Работа занимает третью часть нашей жизни, поэтому она должна быть не только востребованной, но и любимой. Отсутствие трудового воспитания, непонимание должностных обязанностей и вообще сути тех или иных специальностей, навязывание родителями «перспективной» профессии проводит к тому, что всего 36 % специалистов работают по специальности, а 64 % не работают по полученному образованию.
По статистике портала «Работа.ру» и анализу проекта «Билет в будущее» (проект ранней профессиональной ориентации школьников 6−11 классов. — Прим. авт.), 90 % современных подростков не знают, куда поступать и кем быть.
«Госслужба» не равно «стабильность»
Такая пугающая статистика, говорит психолог, профориентолог Ольга Сергиевич, во многом связана с незнанием современных требований к специалисту. В таких условиях выбор за ребёнка часто делают родители, к слову, тоже не всегда ориентирующиеся в реальном положении дел.
— Они имеют устаревшие представления о том, как помочь ребёнку выбрать своё дело, куда поступить, — говорит психолог. — Некоторые питают иллюзии насчёт работы в госструктурах и бюджетных учреждениях, наделяя её такими атрибутами, как стабильность, почёт и гарантии. Стабильности в сегодняшнем мире нет — мы на пороге глобальных изменений, и пора это признать. В ближайшем будущем человек перестанет мериться количеством бриллиантов, машин и прочих материальных благ, а будет стремиться заниматься любимым делом, быть здоровым, иметь счастливую семью и возможность путешествовать. Поэтому перед родителями стоит огромная ответственная задача — помочь ребёнку выбрать свой путь, не навязав ему свои нереализованные желания, страхи и предрассудки.
Низкий уровень эрудиции и отсутствие финансовой грамотности
Ольга Васильевна в сфере образования работает уже 30 лет, из них девять — помогает подросткам найти себя и определиться с будущей профессией. Для детей она не «занудная училка», а наставник и друг. Как эксперт в сфере профориентации, Ольга Сергиевич помогла сделать выбор тысячам детей Бурятии. Но поколения меняются, отмечает специалист, а профессий становится больше. Ориентироваться в разнообразии видов деятельности становится всё сложнее.
— В своей работе я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда подросток приходит ко мне и впервые видит атлас профессий. К примеру, хочет стать юристом, но не знает, в каких сферах как юрист он мог бы себя реализовать, а таких сфер очень много. Выбор нередко ограничивается низким уровнем эрудиции, отсутствиемфинансовой грамотности, социализации и неумением управлять своим временем. Многие подростки мечтают много зарабатывать, но не умеют отдавать — такой специалист сегодня не заинтересует работодателя, — говорит Ольга Сергиевич.
Мы все родом из детства
Однако, чтобы помочь ребёнку сделать выбор, недостаточно просто пройти тест. Во многих случаях профориентационные методики неотделимы от разбора семейных ценностей и проблем. Успешная профессиональная самореализация и счастливая личная жизнь есть у тех детей, у которых в семье больше поддержки. И наоборот, когда связь с родителями нарушена, у подростка возникают проблемы с социализацией.
— Порой приходится углубляться во взаимоотношения родителей и детей. При этом часто именно мам и пап необходимо обучатьосознанности. Кто-то пытается навязать ребёнку своё понимание успеха, свои несбывшиеся мечты. Кто-то тянет его к продолжению профессиональной династии, мол, «дед был инженером, я инженер, и ты будешь!». Между тем ещё с детского сада необходимо наблюдать за склонностями своего ребёнка — во что он любит играть: конструкторы, сюжетно-ролевые игры, рисование, лепка, другое. Обязательно спрашивайте, чего бы он хотел и кем мечтает стать. В пятом классе самое время пройти первое тестирование. Я часто рекомендую посещать театральную студию — это развивает эмпатию и умение подать себя, — говорит профориентолог.
По словам Ольги Сергиевич, блоки в профессиональной ориентации также частовозникают из-за необъективной системы оценивания в школе. Некоторые подростки, имевшие тройки по точным наукам, не осмеливались даже думать в их сторону, выбирая вуз. Однако, пройдя тестирование по профориентации, в результате поступали на физмат— тест показывал у детей хорошие математические способности. Парадокс, спросите вы? Недооценённость, ответит профориентолог.
О репетиторах, медалях и красных дипломах
Сценарий «школа — универ — работа» уже давно неактуален. В эту хронологию плотно вплелись такие понятия, как «дополнительное образование», «подработка», «волонтёрство», иначе говоря, саморазвитие.
— Некоторые ошибочно полагают, что высшее образование — это пропуск в жизнь. Но сегодня каждый восьмой специалист занят на работе, не требующей высшего образования. Ты можешь иметь золотую медаль и стопку красных дипломов, но всё это бесполезно, если ты не обладаешь набором личностных качеств, не умеешь мыслить широко, не социализирован, не имеешь интересов, — говорит психолог. — Когда внимание только направлено на учёбу, страдают другие важные сферы жизни: способность к общению и взаимодействию, словарный запас, системность мышления, межотраслевая коммуникация. Школа — это не вся жизнь! Необходимо расти личностно. Кроме того, никакая стабильная работа с хорошей зарплатой не принесёт ребёнку счастья, если не будет любимой. Найдите время и дайте ребёнку пройти разные тесты профориентации — их много в Сети. Дайте ему шанс попробовать себя в деле, подработать, заняться волонтёрством. Подросток должен понять, что значит зарабатывать и распоряжаться карманными деньгами, делать что-то добровольно и ничего не получать взамен.
По словам психолога, не стоит бояться отправлять своё чадо учиться и жить в другой город. Ведь искусственно создать условия для развития жизненных навыков невозможно. Многие дети, с которыми работает Ольга Сергиевич, не умеют элементарного: приготовить себе еду, спланировать своё время, ориентироваться в городе. Дайте ребёнку проживать свой опыт, не считайте его своей собственностью, советует эксперт.
— Некоторые мамы и папы нанимают своим детям репетиторов, считая, что снимают с себя ответственность — «я оплачиваю, будь добр». А ребёнок, может быть, вообще пропускает занятия, потому что ему неинтересно. Не стоит превращать занятия с репетитором в какую-то гонку. Найдите специалиста по тому предмету, по которомудействительно нужно подтянуть перед ЕГЭ, специалиста, которого ваш ребёнок будет внимательно слушать и понимать. Важнее любых олимпиад научить ребёнка находить и анализировать информацию, мыслить системно, адаптироваться в быстро меняющихся условиях, обучаться и инвестировать в себя, в своё развитие. Пусть ребёнок посещает больше профессиональных курсов и обзаведётся ценным опытом.
«Дядя Баир не поможет»
Работа Ольги Васильевны заключается в комплексном подходе к личности подростка. Поэтому перед тестированием по профориентациипрежде всего проводится диагностика ипрорабатываются страхи, неуверенность ребёнка, разбираются его конфликты и недопонимание с родителями.
Познать себя, определить, какие качества и способности нужно развивать для успешной профессиональной самореализации, понять, что интересно ребёнку, помогает карточная игра «Профессьянс». Она предоставляет возможность проанализировать выбор профессии и подходит для тех, кто хочет самостоятельно определить свой дальнейший путь. Во время игры ребёнок может увидеть свои истинные ценности, узнать, какие цели ему хочется реализовать, какой труд ему больше подходит и какие условия труда для него предпочтительны.
— Будущее за развитием социальной сферы, фармацевтикой, предупреждающей медициной, экологией, маркетингом, менеджментом, информационными технологиями, робототехникой, психологией, сельским хозяйством (мы возвращаемся к собственному производству, чтобы быть здоровыми), — говорит профориентолог. —Психологические услуги и коучинг также будут востребованы. В условиях ускоряющегося временилюди стали меньше работать физически и большеподвержены стрессам. Дядя Баир сегодня уже не поможет. Если мы говорим о нашем городе, то это одни кафешки, торговые центры и салоны красоты. Где они сейчас, когда грянула пандемия? Закрыты. В будущем люди станут более избирательны к товарам и услугам, относиться менее потребительски к природным ресурсам и будут снова учиться быть людьми. Наша задача — чтобы наши дети были людьми счастливыми!
Как получить билет в счастливое будущее?
- изучайте атлас профессий;
- ещё учась в школе, пройдите профессиональные курсы и получите профессию;
- пройдите профориентацию;
- найдите своё хобби — у многих именно оно стало работой, приносящей доход;
- изучайте опыт других людей, но при этом не сравнивайте себя с другими;
- помните, что вы уникальны, только нужно понятьв чём;
- не бойтесь идти работать — любой профессиональный навык и опыт важны!
Контакты:
89025342298 (Вайбер, Вотсап)
89503941810 (Кристина, помощник)
Инстаграм: @olgavsergievich