В минувшую среду, 14 июля, вышел в свет 1500-й номер газеты «Информ Полис». С момента первого выпуска на страницах еженедельника были опубликованы тысячи невероятных жизненных историй наших земляков. Мы старались помочь и радовались их успехам, неустанно следили за тем, как складываются судьбы наших героев. Вот лишь некоторые из них, о ком наверняка помните и вы.
Сожжённый в печи
В январе 2005 года infpol.ru рассказывал о жуткой истории, которая произошла в селе Кома Прибайкальского района, где 28-летний мужчина сжёг своих сыновей в печи. Даже самые опытные правоохранители Бурятии говорили тогда, что по своей бесчеловечности преступление сельчанина превосходит всё когда-либо увиденное ими.
Это были новогодние каникулы. Для Василия праздник во хмелю внезапно перешёл в траур, когда он узнал о смерти своей бабушки. 10 января мужчина в пьяном угаре решил сжечь собственных детей в печи. Сначала он затолкал в топку своего младшего - годовалого Руслана, а следом в горящую печь отправился и старший сын - двухлетний Алёша. Первый малыш погиб в пламени, а Лёшу из рук отца выбила мать, забежавшая в дом.
Чудом спасённый Лёша оказался в отделении детской реанимации БСМП в крайне тяжёлом состоянии - он получил 90 % ожогов тела и находился между жизнью и смертью. Малышу требовалась помощь доноров. Деньги на его лечение собирали всем миром.
В 2005 году мама Лёши Анна Бызова отправилась вместе с ним в Москву на операцию и… решила оставить его, как потом объяснила она, от безденежья. В столице мальчик обрёл новую семью, в которой получил любовь и заботу. Приёмные родители вместе со специалистами выходили малыша, он прошёл пересадки кожи и другие операции в разных странах мира, а затем его ждали долгие годы восстановления.
- В Швейцарии был, в Штатах был, в Германии, во Франции, в Литве, да много где, - перечисляет Лёша. - Все из-за ожогов. Реабилитации всякие, лагеря. Очень часто у человека из-за дефекта какого-то появляются новые способности, новые мысли и возможности. Но главное, чтобы этот дефект не стал твоей могилой и ты не стал цепляться за него, как за единственный шанс в жизни.
В 2014 году Алексей приезжал в гости к биологической маме в Улан-Удэ. Ему тогда было 12 лет. Увидеться с биологической матерью подростку тогда посоветовали психологи. Да и сам он признаётся, что давно простил её. Летом 2020 года 18-летний Лёша в студии программы «На самом деле» признался, что давно простил и своего отца. Также признал, что готов с ним общаться. На защиту родителей встала и приёмная мама Лёши Фаина Шарнина.
Удивительно, но у Леши какие-то особые отношения с огнем.
- Я люблю огонь. Он мне нравится. Люблю костры. Если человек получил ожог, у него, бывает, сохраняется страх. Я не вижу смысла его бояться, он светит, греет, он красивый. Не зря же говорят, что можно вечно смотреть на огонь и воду. Я отношусь к нему как к своему другу, - говорит он.
Удар, перевернувший жизнь
История Паши Трофимова из села Тапхар Иволгинского района потрясла всю республику - в 2005 году он потерял обе руки от сильнейшего удара током. Тогда шестилетний Паша, играя во дворе, влез на бетонный забор и ухватился за висящий над ним высоковольтный электрический кабель. Одна рука мальчика сгорела сразу, вторую поразила гангрена. В итоге обе ампутировали, не осталось даже плеч. Когда зашла речь о протезах, оказалось, что крепить их просто не к чему.
К помощи мальчику подключились Герой России Тайгиб Толбоев и общественница, председатель коалиции «Безбарьерная Сибирь», борец за права людей с инвалидностью Эржена Будаева. Во многом именно её дар убеждения помог привлечь к истории малыша столько внимания. СМИ рассказали о Паше всей республике. На благотворительные средства земляки купили мальчику компьютер, специальную парту, компьютерный стол, одежду и, самое главное, однокомнатную квартиру в поселке Силикатный в Улан-Удэ.
Суд пошёл навстречу матери мальчика и не стал лишать её родительских прав. Однако, когда у женщины обнаружили серьёзный недуг, мальчика определили в реабилитационный центр в Бурятии, а оттуда в Подмосковный дом-интернат для детей с физическими недостатками.
Паралимпийская сборная России взяла шефство над детским домом, откуда отбирает лучших воспитанников. Одним из таких ребят стал Паша.
Мы брали интервью у Паши в 2019 и 2020 годах. Он стал успешным спортсменом, достиг хороших результатов в лёгкой атлетике и горных лыжах. Помимо этого, Паша увлекается тяжёлой атлетикой и сноубордом. Неоднократно становился победителем первенств и чемпионатов Московской области в прыжках и беге, а также в первенстве России.
Однажды Паше предложили пробежать самый масштабный в мире Нью-Йоркский марафон, и он согласился.
- Я собирал деньги для детей, которые не могут ходить, для протезирования. Ведь каждый мой шаг на марафоне может стоить кому-то тысячи шагов. И это было для меня большой мотивацией бежать этот марафон, - рассказал спортсмен.
В США для Паши приготовили сюрприз: нашли врача, который может сделать ему протезы. Сегодня у Павла на правой руке уже есть протез. Правда, он ещё будет дорабатываться и усовершенствоваться. Более того, в ближайшем будущем парню сделают операцию и на левое плечо, чтобы и к нему была возможность прикрепить протез.
По словам Паши, он бы с удовольствием пробежал американский марафон снова, ведь именно спорт помог ему вырасти и добиться в жизни больших результатов. В будущем он мечтает стать психологом и помогать людям.
Мечта Авроры
В мае 1999 года «Информ Полис» помог сделать первый шаг к воплощению мечты Анатолию Михаханову, написав о необычном подростке. Со страниц еженедельника о нём узнали японские тренеры сумо. Когда пришло приглашение жить в Японии, мама Толи Дулсан Бадмаевна решила лететь первой, чтобы лично узнать все условия. Толя же согласился сразу, не раздумывая.
В 17 лет Толя отправился в далёкую Японию, где прожил 19 лет, обретя японское имя Аврора Мицуро. Живя в школе сумо, юноша со временем привык к суровому и аскетичному быту: подъём в пять утра, комната на несколько человек, босые ноги, глиняное дохе, усыпанное песком, тысячи отжиманий, тысячи шпагатов, долгие тренировки и жесткая дисциплина.
Огромную роль в судьбе Толи сыграл руководитель российско-японского проекта «Международный центр инноваций и технологий» Зоригто Саханов. Именно он помог поступить Анатолию в токийскую школу сумо Китаноуми-бэя.
- В Японии я прожил всю свою молодость. Тренировался, старался, были и драмы, и горести, конечно. Но Япония останется в моей душе как страна очень позитивная и тёплая, – признался Анатолий в одном из интервью «ИП».
Вся Бурятия с любовью следила за жизнью и успехами Толи. До завершения карьеры Михаханов был самым массивным среди действующих борцов сумо. Его вес перед осенним Аки басё 2017 года достиг 289 килограммов при росте в два метра. На малой родине Анатолий бывал нечасто. Так, весной 2015 года он приезжал в Бурятию специально для того, чтобы поздравить с днём рождения свою маму. Подарил ей путёвку в Сочи, а спустя неделю отправился назад – в Страну восходящего солнца.
Только осенью 2018 года Анатолий Михаханов попрощался с миром сумо и вернулся в Бурятию. Вернувшись на родину, бывший сумоист взялся за свою физическую форму и значительно потерял в весе. Кроме того, Анатолий начал активно искать возлюбленную и даже собирался на шоу «Давай поженимся!», но в итоге передумал.
Сегодня Анатолию 38 лет. Живя в Бурятии, экс-сумоист то и дело проявляет себя в разного рода активностях: танцует, хвастается растяжкой и новыми сброшенными килограммами, высаживает деревья, снимается в клипах и участвует в мероприятиях разного уровня.
- Я благодарю первого корреспондента «Информ Полиса», который написал обо мне, - Тамару Нагуслаеву. Она где-то услышала, что есть такой мальчик! Я всё помню и очень признателен всем, кто участвовал в этой истории, главным редакторам, корреспондентам - здоровья всем! Обо мне услышали, и я стал тем, кем являюсь сейчас. Прошло больше 20 лет, и сейчас я даю комментарий «ИП». И это так здорово! Ваша газета очень хорошая. Процветания вам!
«Мраморный мальчик» Санжи Загдаев
В 2016 году Бурятию потрясла история двухлетнего малыша Санжи Загдаева. Мальчику поставили страшный диагноз - ювенильный злокачественный остеопетроз - редкое заболевание костей, которое без должного лечения может привести к смерти. Чтобы вылечить «мраморную болезнь», ребенку требовалась трансплантация костного мозга. Операцию согласились провести в Израиле, выставив чек в 20 млн рублей.
Для семьи Загдаевых сумма оказалась неподъемной, и они объявили сбор средств. Помогали многие, но до нужной суммы было далеко. В августе 2016 года неизвестный перевел на лечение мальчика 10 млн рублей. Спустя пару недель на счет упало еще 3 млн от того же загадочного благотворителя. Общими усилиями собрали нужную сумму, и уже в конце августа Загдаевы поехали в Израиль. Операция по пересадке костного мозга прошла успешно, и вскоре маленького Санжи перевели на лечение в дневной стационар.
С тех пор прошло почти пять лет. Корреспондент «Информ Полиса» связался с Хандой Загдаевой, чтобы узнать, как складывается жизнь ее сына.
- В октябре мы едем на последнюю проверку. Состояние здоровья врачи оценивают отлично. Донорские клетки адаптировались, никаких осложнений после операции не было. Спустя какое-то время мы провели рентген у нового врача. Она не знала нашу историю и, сравнивая снимки, не поверила, что это кости одного и того же ребенка. Помню, она тогда сказала: «Это кости здорового человека». И мы так обрадовались, - рассказывает Ханда.
Санжи живет полноценной жизнью: ходит в детский сад, готовится к школе, любит собирать пазлы и конструктор. А еще мальчику нравится заниматься спортом. Вместе с папой он старательно качает пресс, бегает и отжимается. Тренировки уже дали знать о себе: когда в садике проводили спортивные соревнования, Санжи получил приз, как самый сильный мальчик в группе.
- Когда-то мы и не верили, что такое возможно. Врачи готовили нас к худшему, говорили, что Санжи, возможно, не сможет ходить… Сейчас мы смотрим, как он бегает, играет, и благодарим всех, кто нам тогда помог: благотворительный фонд «Артемка», профессора Полину Степенски, неравнодушных людей. Пусть каждый вклад вернется им тысячекратно, - желает мама Санжи.
Имя загадочного благотворителя узнать так и не удалось. Но семья Загдаевых по сей день вспоминает его добрым словом. Когда «мраморная болезнь» отступила, Ханда решила помогать семьям с больными детьми. Вот уже пять лет она ищет для таких малышей меценатов, ведет сборы средств, направляет и морально поддерживает людей.
- Невозможно пережить такое и остаться в стороне. Мы для себя решили, что будем помогать, - заключает Ханда.
Быть счастливым, несмотря ни на что
Три года назад «Информ Полис» рассказал историю женщины-лилипутки Даримы Рабдановой. Её рост всего 110 см, но, преодолевая все трудности, она смогла обрести своё счастье и вместе с мужем-инвалидом воспитывает дочь с ДЦП.
Тогда её история тронула огромное количество людей: многие бизнесмены и читатели нашего издания оказали ей посильную помощь, а власти помогли обрести собственное жилье.
С детства из-за насмешек сверстников Дарима вела практически затворнический образ жизни, редко выходила на улицу и боялась детей. Из-за постоянных издевательств она доучилась лишь до 5-го класса, поэтому свое детство провела в маленьком деревянном домике, где ничего, кроме душевной боли и слез матери, ребенок не видел.
Но в 33 года её жизнь круто изменилась: приятельница познакомила её с будущим мужем - Гэсэром. У него тоже инвалидность - рассеянный склероз. Спустя несколько лет у влюбленных родилась дочь, но и малышке поставили неутешительный диагноз - ДЦП. Из-за этого семье пришлось переехать из Закаменского района в столицу республики, ведь девочке нужно было постоянно наблюдаться у врачей.
Несколько лет семья жила у сестры Даримы в Поселье, позже ютилась в небольшой комнатушке общежития, за которую нужно было платить около четырех тысяч в месяц.
С самого приезда в Улан-Удэ Гэсэр и Дарима пытались найти работу, но их никто не хотел брать. Однако они не теряли надежды обрести свой уголок. Тогда в 2018 году после беседы с Рабдановыми наш журналист Эльвира Хазагаева обратилась к уполномоченному по правам человека в Бурятии и главе Октябрьского района Улан-Удэ, которые пообещали помочь этой семье.
После публикации омбудсмен Юлия Жамбалова провела рабочую встречу, в которой приняли участие представители Фонда социального страхования Бурятии, администрации Улан-Удэ и Октябрьского района города, министерств соцзащиты и здравоохранения Бурятии.
Уже через полгода семья заселилась в собственное жилье и праздновала новоселье в кругу всех тех, кто помогал ей и поддерживал. Огромное количество неравнодушных людей круглосуточно звонили, приезжали и поддерживали Дариму: таксисты предлагали бесплатно довезти, юристы готовы были помогать со всеми документами, предприниматели хотели безвозмездно оказать свои услуги. А банковский счет Даримы не переставал пополняться и достиг отметки в 400 тысяч рублей.
Всё так же, со слезами на глазах, Дарима вспоминает, как ей помогли неравнодушные люди и продолжают поддерживать её семью до сих пор.
- Я хочу попросить: передайте, пожалуйста, еще раз всем, кто помогал звонком, деньгами и добрым словом, огромное спасибо. И администрации района, и Марине Харьковой, подруге и по совместительству директору сети кафе «Владд» Алигерии Хобитуевой, «доброму дяде», нашему участковому врачу, которая всегда всё подробно объясняет и не устает повторять по нескольку раз. Она никогда не раздражается, если я несколько раз спрашиваю одно и то же. И ещё спасибо заведующей поликлиникой, она помогла нам продвинуться в очереди на очень важную процедуру, - с особым трепетом говорит женщина. - Передайте им, что я молюсь за них. За их детей, здоровье, хочу, чтобы все эти люди были счастливы.
В этом году дочь Даримы, Настя, должна пойти в первый класс. Родители купили для малышки доску, парту и стул, за которыми каждый день мама учит её произносить слоги и буквы.
Те люди, которые когда-то откликнулись на просьбу о помощи, стали этой семье настоящими друзьями и поддерживают их до сих пор.
«Московская мама» для Аюра
В этом году Аюру Бурдину исполнилось 7 лет. Сейчас он крепкий и подтянутый мальчик, который с удовольствием катается на велосипеде, носится по дому и даже немного хулиганит. Глядя на его счастливое лицо на фото, не верится, что несколько лет назад этот румяный малыш был на грани жизни и смерти.
В Москву Аюра привезли в очень тяжелом состоянии, ему требовалась срочная пересадка печени. Родная мать дважды отказалась от сына: сначала - в роддоме, а второй раз - когда ее попросили стать донором печени.
И все же врачи нашли жизненно необходимый орган и провели операцию. Когда малыш пошел на поправку, стало ясно, что в обычном доме малютки ему будет сложно: нужны особый уход, постоянное наблюдение врачей, а главное, атмосфера любви и заботы. История малыша, который очень нуждается в маме и папе, облетела всю Россию, и вскоре Аюр обрёл любящих родителей - успешных москвичей Наталью и Андрея Бурдиных.
Московская мама вспоминает: когда они увидели маленького человечка в маске, как он протянул к ним ручки, тут же поняли, что этот ребенок - их. Потом были долгий процесс усыновления, учеба в школе приемных родителей и разговоры с родней. Нового члена семьи окружили любовью и заботой, уделяя особое внимание его здоровью.
Старания не прошли даром: сейчас Аюр - счастливый и абсолютно здоровый ребенок, а Наталья активно занимается благотворительностью и воспитывает сына.
- Он хватается за все инструменты, бросается помогать в хозяйственных делах, интересуется всем на свете. Он добрый и в меру хулиганистый и резвый. И совсем стерлась из контекста жизни его трудная история начала жизни. Да и он о ней ничего не знает. И, насколько это будет возможно, мы сделаем все, чтобы он как можно дольше пребывал в счастливом ее незнании. И дай бог ему здоровья и жизненной мощи, это самое главное. Мы рядом и все остальное обеспечим, - заверяет Наталья.