В редакцию infpol.ru обратились жители посёлка Наушки, где после дождей река вышла из берегов и размыла дороги. Люди прислали видео, сделанное ещё в начале лета. На них видно, как близко вода подступила к их заборам.
- У нас критическая ситуация уже на протяжении двух лет. Никому нет никого дела до нас, и мы уже не знаем, куда обратиться, чтобы предприняли хоть какие-то меры. Глава поселения не предпринимает никаких мер, ссылается на то, что нет денег в бюджете на отсыпку и построение дамбы. С каждым разом вода всё больше и больше прибывает и омывает берега, дорог уже не осталось, - говорит местная жительница Людмила (Имя изменено – Прим. автора).
Дорог нет, вода в подполье
Ещё в прошлом году местным властям было известно о проблеме села, говорит женщина. Этим летом после осадков Наушки снова в воде, включая дороги, по которым к жителям не могут проехать ни «скорая», ни мусоровоз.
- В прошлом году вообще сильно начало подмывать. Обращались к нашему главе – она говорит, что бюджет не выделяется, что строительство дамбы запланировано в двадцать каком-то году, - рассказывает Людмила. – Ещё в прошлом году у нас была возможность проехать по двум полосам дороги, сейчас уже вообще дорог нет. Каждый час берег реки рушится и рушится. Допустим, к улице Речной, где мои родители и сестра живут, не сможет «скорая» подъехать. Тот же мусоровоз не может проехать, и мусор копится – приходится в дождливую погоду в бане и дома сжигать. Зато счета постоянно выписываются. У некоторых людей вода уже в подполье попала. У меня, например, всё подполье в белой соли, как будто снегом покрыто. К моим родителям только с одной стороны можно подъехать теперь, и то скоро уже, наверное, не подъедешь. Речка раньше была маленькой, её можно было просто перешагнуть. Мы предлагали хотя бы грейдером пройтись, чтобы рытвина получилась, и река изменила направление. Но нам сказали, что нет средств.
По словам Людмилы, свой дом она приобрела на материнский капитал и живёт в нём с мужем и двумя детьми. Огород семьи почти смыло – до воды остался ещё метр.
Мы обратились к главе поселения Елене Семёновой, чтобы узнать, какие меры предпринимаются, чтобы помочь людям.
- Я не знаю, кто к вам обратился. Что ж они к нам сразу не обратились, чтобы мы составили акты и посмотрели, у кого подполье, огороды затоплены? По поводу дамбы – полномочия все переданы на район, - отвечает Елена Семёнова.
Отмывание денег из маткапитала
По словам главы муниципального образования, на уровне поселения могут проводиться только профилактические меры.
- Мой бюджет и бюджет республиканский… Естественно, нет. С нашей стороны мы предлагали им (жителям) квартиры. У восьми домов в той затопляемой зоне нет правовых оснований, чтобы оформить в собственность жильё. Они живут в береговой зоне. Из них пять семей – мы не понимаем даже, как они купили там жильё на материнский капитал. Мы когда туда пришли, подумали, извините за выражение, что это вообще стайки. Я считаю, что это просто со стороны жителей чисто отмывание денежных средств – то есть материнского капитала. Мы спрашивали у жителей, как они оформили жильё, те отвечали: «Мы купили на материнский капитал». Когда я спросила, кто приезжал осматривать, ответили, что никто.
Переезжать на другую сторону посёлка семьи отказались.
- Предложили пятерым семьям. Остальные три не проживают в своих домах. Дорога, которая ведёт от моста к железнодорожному переезду, — это собственность района. Естественно, район её и отсыпал, делали мост в 2017 году. Но грунтовые воды постоянно поднимаются и опускаются, и дорогу всю промыло, и она вся в неровностях. Наши сотрудники каждый день ездят на реку, замеряют уровень воды. Все жители прекрасно знают этих специалистов администрации, но на данный момент ни одной жалобы не было, - говорит Елена Семёнова.
По словам главы поселения, все полномочия, включая разработанную проектно-сметную документацию, есть у районной администрации.
«Пока программа не работает»
Мы обратились к главе Кяхтинского района Бимбе Нимаеву. Однако, по его словам, в ситуации, сложившейся в посёлке, «решение принимает только президент».
- Тяжело об этом говорить, потому что от нас это не зависит. В принципе проектно-сметная документация на берегоукрепление была готова в 2016 году. Но на сегодня ПСД требует обновления. Но пока программа не работает. И правительство республики в курсе, и вопрос перед Федерацией ставится. Федеральный проект там должен был быть. Но пока движения нет. Решение принимает только президент. Наше региональное правительство этот вопрос решает, и на какой стадии оно, я сказать не могу, - говорит глава района.
По словам Бимбы Нимаева, проектно-сметная документация, разработанная пять лет назад, не реализована, вероятно, из-за опять же нехватки средств. Глава района посоветовал нам обратиться в министерство природных ресурсов и экологии Бурятии.
Как только ответ на наш запрос будет получен, мы опубликуем его. А пока жителям посёлка Наушки, по-видимому, остаётся ждать только волевого решения самого президента Путина или самим бороться с природной стихией.