Бадмадоржо Жигжитов много лет профессионально занимался самбо и достиг звания мастера спорта Российской федерации. С тех пор прошли годы, но интерес к спорту не ослабевает: сейчас он президент республиканской федерации самбо. А с недавнего времени еще и депутат Народного Хурала Бурятии.
Как складывался ваш карьерный путь после ухода из спорта?
Меня всегда волновала судьба родной федерации самбо в Бурятии. Хотелось, чтобы она развивалась, чтобы результаты были все лучше и лучше. Поэтому четыре года назад я решил попробовать себя в должности президента федерации. Друзья и коллеги поддержали, я набрал достаточное количество голосов и получил должность. Затем старшие товарищи и земляки посоветовали пойти в Народный Хурал, потому что так можно принести еще больше пользы своему виду спорта и малой родине. Я подумал и решил, что оно того стоит. Вся жизнь - это борьба. Вот и политика чем-то напоминает спорт. Здесь также нужно прорабатывать тактику, много думать. Благодаря самбо у меня появился хороший стержень, а тренировки воспитали твердый характер. Поэтому сейчас мне интересно в политике, скучать не приходится.
Каких достижений удалось добиться за то время, что вы являетесь президентом федерации самбо и депутатом НХ?
Несколько лет назад учредили Кубок Народного Хурала по самбо, где бойцы показывают отработанные приемы и свои результаты. Дети - умение падать, страховаться и защищаться, а бойцы постарше - бои. Мы оплачиваем проезд, питание и проживание, вручаем участникам призы. Также НХ сыграл большую роль в реализации проекта “Самбо в школах”. Мы выбрали 50 школ по Бурятии, где есть условия для занятий самбо и обеспечили их новыми коврами для тренировок. Это проект с большим охватом. Преподаватели до сих пор звонят и рассказывают, как у них дела. Результат уже радует - дети стали больше интересоваться спортом, заниматься самбо. Им нравится.
Вообще, наша федерация самбо развивается в отличном темпе. Но мир не стоит на месте, нужно успевать идти с ним в ногу. Сейчас нам необходимо осваивать новые техники и приемы, повышать квалификацию тренерского состава, нарабатывать опыт на выездах и соревнованиях.
Что еще вы хотите сделать для своей федерации?
Хочется, чтобы у федерации появился свой Дом самбо, где могли бы тренироваться бойцы, проводились бы соревнования. Такие центры существуют по всей России, и в Бурятии он тоже необходим, чтобы федерация развивалась и росла. Спрос на создание Дома самбо есть: желающих заниматься много, тренерский состав хороший.
А еще планируем большой проект - учреждение чемпионского пояса по самбо в Бурятии. Федерация уже работает над этим, но пока пришлось взять паузу из-за коронавируса. Закончится пандемия, и мы вплотную займемся этим. Начнем с турниров по Улан-Удэ, потом будем приглашать бойцов со всей России. Это вызовет резонанс в мире самбо, а у нас появятся свои звезды и чемпионы. Люди захотят идти в спорт!
А что насчет Бурятии в целом? Есть такие сферы, в которые вам, как депутату, хотелось бы внести изменения?
Для меня много значит моя малая родина - село Исинга Еравнинского района. Там очень мощная энергетика! Я много путешествовал, но меня всегда тянет домой. Хочется сделать что-то полезное для Исинги. На предыдущей сессии НХ поднимали вопрос по дорогам в Бурятии. Во многих районах, в том числе, в Еравнинском, дороги ужасные, и с этим надо что-то делать. Там ведь столько народу живет. Глава Бурятии поставил вопрос на контроль.
Помимо этого, меня беспокоит, в каком состоянии находится сельское хозяйство у нас в регионе. Хотелось бы, чтобы этой сфере уделяли больше внимания, ведь последние годы люди просто бегут из деревень. Также меня волнует проблема родного языка. Сейчас многие буряты не знают языка - это не дело. Я стараюсь с молодежью побольше говорить на бурятском, чтобы сохранить традиции и нашу культуру. В первую очередь это нужно воспитывать в семье. Если в семье не будут разговаривать на родном языке, то ребенок не получит азы, которые потом можно развить в детском саду и в школе.