В Улан-Удэ дождь в ночь на 14 июля был настолько сильным, что его последствия разгребают до сих пор. Осадки выявили давно известные и новые слабые места в городской инфраструктуре, а также существенно испортили жизнь горожанам. Теперь ожидание новых штормовых предупреждений наводит ужас.
О том, какие проблемы показал минувший ливень, в чем причина их появления и как от них избавиться, - в материале «Информ Полиса».
Больные места
Сильный проливной дождь начался в Улан-Удэ поздним вечером 13 июля, и к утру 14-го город буквально оказался под водой, некоторые дома остались без света. Соцсети заполонили фото и видео с огромными лужами и ямами, образовавшимися на дорогах.
На улице Лебедева из-за воды ограничили движение трамвая № 4 и легкового транспорта. Возле трамвайной остановки «Советская» прямо в асфальте появился огромный разлом. Потоки воды нанесли много песка на городские улицы. От ливня больше всего пострадали Комушка, а также микрорайоны Радужный, Энергетик, Светлый. В последнем вода настолько размыла неасфальтированную дорогу, что туда полностью провалился трактор.
Как оказалось, в городе выпала почти половина месячной нормы осадков. Рабочая группа по контролю строительства сразу после ливня проверила состояние городских дорог, которые отремонтировали в прошлом году и обновляют сейчас. Депутат горсовета Сергей Бурдиков рассказал, что практически на всех участках были замечания к подрядчикам.
- Так, самые большие в городе временные накопители воды на 100 кубометров, установленные в 102-м микрорайоне, не выдержали ливня. Они наполнились за 1,5 часа, вода вытекла и образовались промоины, - говорит он. - После ливня представитель компании «Нардеван Строй» рассказал, что в этом году все бордюрные изделия для дороги и тротуара на порядок лучше качеством, чем в прошлом. Тогда после проверок были замены целых партий бордюров, а это огромные убытки, и дешевле один раз сделать хорошо. В этом году у «Нардеван Строя» были нарушения по плану-графику, но после уведомления о возможности расторжения договора они практически все сроки восстановили.
Но бывает так, что проблемы с ливнями не совсем вина подрядчика. По словам Бурдикова, провалы на дорогах нередко образуются из-за грузовиков с перевесом, водителям которых грозят штраф и взыскание ущерба.
- Кроме того, с дорогой могут быть проблемы из-за некачественного проектирования, но устраняет недостатки все равно подрядчик, который принял проект без правок и реализовал его. В это время заказчик судится с проектировщиком. Такая ситуация сложилась в 115-м микрорайоне, где работал тот же «Нардеван Строй». Поэтому проверка проекта должна быть на всех уровнях: со стороны проектировщика, заказчика и подрядчика, - отмечает депутат.
Теоретическое решение
Сергей Бурдиков подчеркивает, что каждый обильный дождь выявляет системные проблемы. Они давно известны. Например, подъем ливневых канализаций и качество их устройства.
- Среднее количество ливневых канализаций в западных городах России в десять раз выше, чем в Улан-Удэ, но их тоже затопило в этом году. В этот раз у каждой дороги свои повреждения, есть текущий ущерб и капитальный, - рассказывает он. - У новых дорог действует пятилетний гарантийный срок, по которому ремонт подрядчик производит за свой счет. Кроме того, во время ремонта дорожники должны следить за содержанием объектов, в том числе устранять последствия дождей, пока дорогу не примет город.
По словам депутата, минувший ливень не повлияет на качество строящихся дорог, так как эти последствия исправят подрядчики. На сроки сдачи объектов это не повлияет, потому что они идут с опережением.
- Есть несколько проблем, которые влияют на затопляемость дорог. Это большое количество песчано-глинистой почвы в городе, которая легко смывается и быстро забивает ливневые канализации. Это и рельеф, из-за которого возникают проблемные точки в основном в Октябрьском районе. Также проблема в том, что на асфальтированных дорогах без ливневых канализаций и других систем перестает впитываться вода, которая образует русло, за ним овраг, промоину и т. д., - перечисляет Сергей Бурдиков.
Наш собеседник отмечает, что проблемой программы «Безопасные и качественные автодороги» является основной показатель ее успешности. Это километраж, а не качество и оснащенность дороги. По словам Бурдикова, этот вопрос сейчас решается.
- К тому же недостатки возникают из-за проектирования, которое могут делать любые организации из России, выигравшие торги. В итоге даже более-менее проработанные проекты не выдержали ливня. Также городские службы не могут содержать достаточно вакуумных машин, чтобы откачивать оттуда воду два-три раза в год, - резюмирует депутат.
Сергей Бурдиков отмечает, что у дорожных проблем есть теоретическое решение. Оно заключается во внедрении контрактов жизненного цикла на строящиеся объекты.
- Контракты будут включать постройку дороги и ее обслуживание в течение всего срока службы (8 - 10 лет). Это гарантия, что подрядчик отвечает за дорогу, а свои деньги он получает по мере того, как работает дорога. Дорожные компании должны будут иметь всю технику для обслуживания, но она даст им преимущество на торгах. Это дополнительная ответственность, - объясняет он.
«Справились очень плохо»
Особенно поразило то, что у новой дороги на улице Ербанова сильно размыло парковку. Дорожники фрезеровали асфальтобетонное покрытие, но во время ливня вода пошла по каналу и произошел размыв, сообщили в комитете по строительству. Парковку приведут в порядок в рамках гарантии.
Такой исход не удивляет, если вспомнить, что еще в мае рабочая группа по контролю качества строительства выявила нарушения на 48 объектах. Грубые нарушения в виде просадки плиточного покрытия обнаружили на улицах Ленина, Ербанова, Сухэ-Батора, Коммунистическая. Устранить нарушения должны были 30 июня.
Ремонтом улицы Ербанова занималась ООО «Транссфера», а остальных - ООО «Байкал-Техстрой» («БТС»). «Транссфера» основана 17 октября 2018 года Анастасией Алексеевной Фоминой, уставный капитал которой составляет 10 тысяч рублей. Доходы компании в 2020 году составили 40,4 млн рублей, а чистая прибыль - 4,1 млн. Прибыль росла постепенно.
У подрядчика всего два контракта. Так, в 2019 году он отремонтировал ливневые канализации на улице Боевой и на пересечении улиц Боевая - Сахьяновой за 8,3 млн рублей. В 2020 году «Транссфера» получила контракт по ремонту дороги на улице Ербанова, от Коммунистической до Борсоева, за 40,2 млн рублей.
Сергей Бурдиков объясняет размыв на улице Ербанова тем, что подрядчик не вовремя начал исправлять прошлогодние ошибки в организации парковок, поэтому успели только демонтировать бракованное полотно.
- Объект пока не принят. С узлом на улицах Ербанова - Коммунистическая они справились очень плохо. Там было большое отставание, задержали установку светофоров, были претензии по качеству. Компания под угрозой расторжения договора и совместной работы в будущем, - говорит Сергей Бурдиков.
За годы засухи в Улан-Удэ построили километры дорог, которые не готовы к частым и обильным дождям. Однако ливни наконец-то открыли глаза на то, что так продолжаться больше не может и нужно улучшать качество городской инфраструктуры от начала и до конца. Иначе столицу просто парализуют и захватят получившиеся озера и глубокие ямы.