Одним апрельским утром в заиграевском улусе Шэнэ-Буса обнаружили объеденный собаками труп пожилой местной жительницы. Мёртвую женщину нашёл около дома её сын, который проживает в том же селе. Изначально выдвигалась версия, что смерть наступила по естественным причинам, поскольку пенсионерке было 80 с лишним лет, а обглодали животные её якобы уже после.
В местных пабликах сообщили: на задах огорода в то утро бегали четыре собаки. Кое-какие детали этой истории позже рассказали и в пресс-службе СУ СКР по Бурятии. В ведомстве подчеркнули: на теле сельчанки были многочисленные повреждения от укусов животных. Оказалось, что четвероногие набросились на пенсионерку, ещё когда она была жива.
Сын позвонил в полицию. На место прибыла следственно-оперативная группа. Когда один из правоохранителей обследовал прилегающую местность, на него из подворотни бросились четыре крупных пса без ошейников и чипов. Страж порядка открыл по ним огонь и ранил одну из собак. После свора скрылась в ближайшем лесу. В СКР возбудили уголовное дело по части 2 статьи 293 Уголовного кодекса РФ («Халатность, повлёкшая смерть человека»).
Недавно подробности трагедии рассказало издание «Люди Байкала». В большом спецрепортаже с места событий журналисты не только раскрыли подробности этой истории, но и попытались разобраться в уже давно наболевшем для жителей Бурятии «собачьем» вопросе.
«Нет носа, ничего»
Вечер 3 апреля в Шэнэ-Бусе выдался неспокойным, пишет издание. Домашние цепные псы как по команде начали сходить с ума – бесконечно лаяли и не давали хозяевам спать. А ложатся в деревне, да ещё и в апреле, рано. Житель улуса Чингис несколько раз выходил во двор и за ограду, оглядывал свой участок, но ничего необычного не заметил. Около десяти он лёг, подумав, что по улицам бегают чужие собаки. В селе было особо не принято следить за своими питомцами, говорит мужчина. До этого случая.
- Сын по утрам всегда приходит, проведает бабушку. Зашёл в дом – телевизор включённый, а мамы нету. А потом нашел её, – рассказывает Чингис про свою соседку.
Каждый день проходил у 84-летней женщины одинаково. Ранний подъём, немного дел по дому. Ближе к семи утра заходил сын, потом нужно было позаниматься огородом, хоть и ходить тяжело, приготовить обед: может заглянуть внук. Вечером телевизор, в девять – обязательный звонок детям, чтобы отметиться.
Что произошло вечером третьего апреля, выяснить не удалось. Соседи склоняются к версии, что уже после традиционного вечернего звонка пожилая соседка решила выйти за ограду посмотреть, из-за чего шумят собаки. Тогда же на неё и напала дикая стая, а уже утром тело нашёл сын.
- Мой дом напротив, и всё хорошо видно. Муж подумал, что корова умерла. Я говорю, а зачем тогда следаки приедут? Корову смотреть? Я в бинокль сразу поглядела и увидела, что лицо всё красное в крови, а лица как бы нету. Нет носа, ничего, – вспоминает соседка сельчанки Настя.
«Умерла от боли»
Уже к восьми утра на месте были полицейские и следователи следственного комитета. Труп накрыли. Сотрудники ходили по огороду и искали части тела. Внимательно рассматривали чёрную, с проплешинами жухлой травы землю.
- Ногу нашли, а руку нет, – говорит сосед Чингис.
Тогда же на место трагедии вернулась стая собак.
- Эта свора на одного-то полицейского налетела. Он, бедный, успел только на столбик запрыгнуть, а оружие не успел вытащить. Два раза мента они загоняли на забор, – отмечает ещё один живущий поблизости мужчина.
Полицейский не успевал слезть со столба, как собаки возвращались к нему и снова пытались напасть. Его коллеги замешкались, но сделать выстрел всё-таки удалось. Одну суку ранили. Она упала тут же, в огороде, остальные разбежались и больше работать следователям не мешали.
В тот же день к ночи судмедэкспертиза вынесла заключение, что смерть женщины не могла наступить до встречи с животными. Официальная причина – травматический и геморрагический шок. Проще говоря, бабушка умерла от боли, пока её рвали собаки.
Халатность властей
Женщина, которую псы загрызли насмерть, всю жизнь провели в Шэнэ-Бусе, никуда не уезжала. Работала дояркой. Примерно 15 лет назад купила хороший дом. Сын вместе с внуком огородили его добротным забором из сайдинга цвета какао и сделали тёплый туалет, «как в городе».
- Она в здравом уме была, сама за собой ухаживала. И в администрацию сама приходила по делам, оформляли землю. Нормальная женщина была, – вспоминает Ирина Господинова – глава поселения «Илькинское», в которое входит улус.
Виновных искать всё-таки начали. В первую очередь – среди чиновников местной администрации. В следственном комитете посчитали, что собаки нападают из-за халатности властей. Но с тех пор никаких новостей от следствия не поступало. Сельская глава себя виноватой не считает – лично ей никаких обвинений не предъявили ни следователи, ни семья погибшей. Ирина Господинова говорит, что у них ситуация с бродячими животными была ещё более-менее. Отстреливать собак до сих пор разрешают после введения режима ЧС, чем регулярно пользуются власти. С принятием закона о гуманном обращении — это последняя лазейка, чтобы безнаказанно истреблять животных.
- Мы каждый год подаём планово, чтобы у нас производили отлов собак. Но в 2020-м была чрезвычайная ситуация по бешенству, и 47 собак в поселении усыпили. Потому что сразу на поражение убирали. И намного лучше стало. Бездомных таких не было. В основном собаки гуляют хозяйские. Плановый всё-таки будет отлов – для профилактики, – заявила она.
С полной версией репортажа издания «Люди Байкала» можно ознакомиться здесь.