стихия
4954
12

«Видимо, будем на крыше жить»

Жители Левого берега в Улан-Удэ готовятся к возможному наводнению

Фото: Е. Дубровина

В Бурятию пришло половодье. В конце июля гидрометцентр республики сообщил, что уровень воды в реках Селенга и Уда приближается к критическому. До выхода Селенги из поймы и возможного затопления более 7 000 домов остались считанные сантиметры. Администрация города напоминает о том, как действовать в ЧС, синоптики обещают проливные дожди по республике, а жители Левого берега по утрам открывают подполья, чтобы проверить в них уровень воды. 

Так что же происходит по ту сторону реки? 

Живут долго

Если ситуация с увеличением воды в Селенге будет только ухудшаться, то первыми под удар стихии попадут дома по улицам Заречная, Новосибирская, переулкам Гравинский и Блюхера, а также прилегающим к ним. С владельцами домов этой местности мы и поговорили в первую очередь. 

Оказалось, что на Левом берегу они живут десятилетиями. Кто-то переехал сюда в 2011 году, а кто-то не покидал любимую Новосибирскую с 1955 года прошлого столетия. 

- Живу тут около 15 лет. Не так далеко от центра, но на земле. Мне нравится жить на земле, я ведь сама деревенская, - делится Анастасия, разговорившаяся с нами на автобусной остановке. 

В этих домах у людей прошла целая жизнь: рождение детей, большие покупки, ссоры с любимыми, утренние сборы на работу, выход на пенсию и множество других счастливых и не очень мгновений. И сейчас место, в котором всё это происходило, находится под угрозой. 

Плавали - знаем

Интересно, что жители, с которыми мы беседовали, проявили удивительное хладнокровие, говоря о могучей стихии. Например, Владимир размышляет: «Я думаю, что ничего не будет. Сейчас несколько дней постоит вода, сверху сойдёт. Возможно, через полмесяца, если будут дожди, что-то серьёзное и выйдет. А пока вода уйдёт». 

Сначала мы подумали, что спокойствию и стойкости Владимира можно позавидовать. Но каждый, с кем мы общались, говорил, что бывало и хуже. В памяти людей остались воспоминания о прошлых паводках и наводнениях, которые они пережили. Тогда вода поднималась не постепенно и не из-за осадков, а быстро и по непонятным причинам. 

- Нас затопило в 1993 году по окна. А в 1998-м вода немного заходила в дом. Тогда, помню, река была мелкая. А потом приехали монголы и сказали: «Ждите большую воду!». И вода вправду пришла. Видимо, они что-то открыли у себя, дамбу какую-то. Но дом у нас стоит в яме, низко, вода ушла быстро: с рекой пришла, с рекой ушла. А у тех, кто живёт дальше, всё сложнее. Там грунтовая вода, она стоит. Им пришлось рыть траншею до реки, чтобы увести её из домов, - рассказывают супруги Ирина и Андрей. 

Так что небольшое количество воды в погребе и дорога, которая уже два месяца назад стала дном реки, не пугают людей. 

- В доме вообще ничего не изменилось. Всё нормально, - отвечает на наши расспросы Виталий. 

Кругом вода, а воды... нет

Несмотря на то что к утру 27 июля уровень воды в Селенге снизился до 211 см (выход из поймы ожидается при уровне в 230 см), Левобережье столкнулось с новой проблемой. Грунтовые воды начали подниматься настолько активно, что вода из скважин стала просто непригодной для питья. 

Власти оперативно решили проблему: организовали девять точек, в которых местные жители смогут получить питьевую воду. Но её подвоз осуществляется строго по часам. 

Кроме того, в городе подготовлено 29 пунктов для временного размещения жителей Левого берега. Рассчитаны они на 9 500 человек. Однако этого может оказаться недостаточно, так как в зоне предполагаемого затопления живут 19 000 человек. То есть при худшем стечении обстоятельств только половина населения сможет переждать большую воду в оборудованном пункте. 

Что будет завтра?

Пока обыватели надеются на лучший исход, специалисты постоянно следят за уровнем воды в реке, а администрация напоминает о том, что стоит приготовить документы, вещи первой необходимости и застраховать имущество. Последнее, кстати, жители Левого берега ещё не делали. И в целом чёткого плана действий у них нет. 

- Видимо, будем как наши соседи, на крыше жить. Больше некуда идти. Животных тоже на крышу. А что делать? Если администрация куда-то расселит нас, то пойдём. Тем более у меня маленький ребёнок, - говорит Анастасия. 

Так было и много лет назад. По рассказам Владимира, когда вода была по пояс (даже выше) и доходила до самого аэропорта, люди около двух недель жили на крышах и никуда не съезжали. 

- Ничего не будем делать. Будем сидеть и ждать. Дома вроде высокие. Надеюсь, выше них вода не поднимется, - опирается на свои крепкие ворота Виталий. 

А пока владельцы домов планируют сами собрать совет, а также ждут отсыпку, которую обещала сделать администрация. Но это всё временные меры. Более долговечные постройки только в планах. 

- Насколько знаю, обещали сделать дамбу. Разговоры идут, её проектируют лет пять, наверное. Но средств нужно много, берег нужно поднимать. Это всё не так просто, это же остров. У нас справа вода, слева вода. Откуда-то всё равно хлынет. А нет, так грунтовые воды поднимутся. Но чрезвычайного положения пока не вводили, - замечает Владимир.

Автор: Екатерина Дубровина

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях