В минувшую субботу, 31 июля, в китайском городе Фучжоу завершилась 44-ая сессия комитета ЮНЕСКО по всемирному культурному и природному наследию. На ней говорили о состоянии Байкала и неотложных мерах по его спасению. Россию призвали прекратить ослабление режима охраны озера и порекомендовали пригласить туда специальную международную миссию для обсуждения всех наболевших вопросов.
На то, чтобы кардинально улучшить ситуацию с уникальным объектом природного наследия, по сути, остаётся несколько месяцев. Однако главным «камнем преткновения» до сих пор остаётся вопрос с регулированием уровня воды в «сибирской жемчужине» и ликвидацией отходов Байкальского ЦБК. Об этом сообщили представители экологической коалиции «Реки без границ», которые тоже приняли участие в мероприятии.
Больше всего там обеспокоены «временным» разрешением расширить диапазон допустимых колебаний уровня Байкала в 2,3 раза. В специализированном учреждении ООН настаивают на том, чтобы российские власти прекратили любые дальнейшие действия по изменению режима регулирования озера – во всяком случае, пока его полную оценку не представят на рассмотрение в центр всемирного наследия ЮНЕСКО. А ещё комитет требует от РФ представить ОВОС (оценку воздействия на окружающую среду) проекта по рекультивации бывшего целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) и обеспечить выбор наилучших возможных технологий и организаций-исполнителей.
- Из-за неточных или запоздалых решений Байкал сейчас используется в качестве противопаводковой ёмкости, а переработка накопленных отходов Байкальского ЦБК ведётся без надлежащей экологической оценки, – заявил в своём выступлении международный координатор коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов. – Число незаконных построек на байкальских берегах растёт из года в год.
Летом 2022-го в Казани запланирована 45-ая сессия комитета. Однако подробный отчёт о выполнении решения по Байкалу Россия должна представить в ЮНЕСКО уже к 1 февраля.
- Детальные рекомендации ЮНЕСКО во многом конкретизируют пути выполнения поручения президента страны об охране Байкала, которое он дал ещё в сентябре 2019 года, – рассказал российский координатор «Рек без границ», член Ангаро-Байкальского бассейнового совета Александр Колотов. – Глава государства фактически поручил привести управление объектом всемирного наследия в соответствие с предписаниями ЮНЕСКО. И вот теперь, после двухлетней отсрочки, у российских ведомств есть ясные инструкции на этот счёт и считанные месяцы на их реализацию. Остаётся надеяться, что план выполнения решений комитета рассмотрят уже на ближайшем заседании правительственной комиссии по вопросам охраны озера в конце августа.
Если этого не произойдёт, Байкал рискует попасть в перечень объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой. А это означает неспособность государства-участника конвенции об охране всемирного наследия (то есть России) самостоятельно обеспечить его защиту.
После внесения в «чёрный» список ЮНЕСКО помогает государству составить юридически обязательный план мероприятий по спасению объекта наследия. Если и это не поможет, остаётся крайняя мера – озеро лишат этого высокого статуса. На той же 44-ой сессии из списка всемирного наследия уже исключили порт Ливерпуль – в связи с неподобающей застройкой окрестностей исторических кварталов и последовательным нежеланием властей Великобритании управлять объектом в соответствии с правилами конвенции по охране всемирного наследия.
«Выводит экосистему Байкала из равновесия»
С середины сентября 2020-го Байкал каждый день повышался примерно на сантиметр и к концу месяца достиг 457,10 метра по тихоокеанской системе высот. В правительстве РФ тем временем разработали проект постановления, в котором предлагалось навсегда расширить диапазон колебаний уровня озера до 2 метров 31 сантиметра. Сообщалось, что минимальная отметка при этом составит 455,54 метра, а максимальная – 457,85.
В мае 2021-го кабмин всё же изменил уровень священного озера. Об этом говорится в распоряжении за подписью премьер-министра Михаила Мишустина, опубликованном на официальном портале правовой информации.
- Установить в 2021 году максимальное и минимальное значения уровня воды в Байкале в период средней водности на отметках в 457 и 456 метров соответственно по тихоокеанской системе высот, – говорится в документе.
Отмечается, что эти показатели будут соответствовать предельному нормативному уровню безопасности хозяйственных объектов и гидротехнических сооружений. По оценке кабмина, такие параметры позволят обеспечить устойчивое тепло- и водоснабжение населения и объектов промышленности в нижнем бьефе Иркутской гидроэлектростанции в период малой водности.
Ранее эксперты предупреждали: если инициативу одобрят, как того хотят иркутские энергетики, это может привести к настоящей экологической катастрофе. По поводу скандального постановления уже высказывался глава Бурятии. По его мнению, озеро нельзя повышать больше нормы и понижать – тоже. Алексей Цыденов даже озвучил проблему на федеральном уровне – на заседании правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС под председательством главы МЧС России Евгения Зиничева. А министр, в свою очередь, заявил о необходимости провести экстренное совещание по этому вопросу.
Минприроды же РФ продолжало стоять на своём. Несмотря на то, что против нашумевшей инициативы высказались 114 экспертов, которые привели 221 возражение и замечание, федеральное ведомство не учло ни одно из них – даже частично. Об этом минувшей осенью рассказал на страницах газеты «Молодёжь Бурятии» известный эколог, правозащитник и кандидат геолого-минералогических наук Евгений Кислов.
Учёный и до этого говорил, чем обернётся решение слить Байкал. Он пояснил infpol.ru, что предлагаемый диапазон значительно превышает природный.
- Повышение уровня озера ведёт к затоплению сельхозугодий и населённых пунктов. Затапливаются косы, соры, в которых нагуливается молодь рыб, становятся глубже и холоднее. Молодь плохо развивается и поедается взрослыми рыбами. Под угрозой – краснокнижные осетр, таймень и белый хариус, – отметил Евгений Кислов.
А при понижении вода уходит из колодцев и скважин.
- Высыхают сельхозугодья, начинаются торфяные пожары. Соры мелеют, заболачиваются, высыхают, что также препятствует нагулу молоди. Регулируемые максимуму и минимумы противоположны природным, что выводит экосистему Байкала из равновесия, – подчеркнул он.