Автомобильные шины от грузовиков, тракторов и «легковушек» десятилетиями копились на дне Байкала. Их там десятки, если не сотни тонн. В советское время покрышками укрепляли берег и просто выбрасывали их как ненужный хлам. Теперь мусор достают со дна волонтёры, сообщает «Первый канал». Водолазы погружаются в озеро, нанизывают шины на трос, а затем вытягивают с помощью гидроцикла.
Участие в масштабной акции по спасению «сибирской жемчужины» приняла и известная ведущая, посол Всемирного фонда дикой природы Елена Летучая.
- Сегодня мы на Байкале для того, чтобы сделать доброе дело – будем поднимать покрышки со дна. Они выделяют вредные вещества – тяжёлые металлы и серу, которые вредят экологии. Эту проблему можно решить – достать покрышки, пустить в переработку и изготовить покрытия для детских и спортивных площадок, – написала накануне телезвезда в своём Instagram. – Думаю, это очень полезно и правильно. Под руководством опытных дайверов я опустилась под воду, нашла несколько шин, плотно облепленных илом, и закрепила на них трос. Дальше эстафету подхватили активисты – вытянули покрышки на берег и погрузили в машину. Шины отправят на предприятие «GM Construction», где они получат вторую жизнь.
Мероприятие проходило на иркутском побережье Байкала. Началось всё с того, что жители областной столицы рассказали Елене Летучей о проблеме в соцсетях. А она, в свою очередь, попросила о помощи руководителей партии «Новые люди». Там откликнулись и немедленно взялись за Байкал. Первые исследования показали – свалка шин отравляет крупнейший в мире пресный водоём.
Опыт погружения с аквалангом у Елены, кстати, уже был.
- Заныривать тяжело, потому что груз тяжёлый и шины все в водорослях. Видно, что они давно лежат там. Было сложно зацеплять, но в целом, когда речь идёт о хорошем деле, можно и постараться, и поработать, – отметила Летучая.
Извлеченные из водоёмов покрышки отправляют на Иркутский шинный завод. Там они превращаются в безопасное напольное покрытие для детских и спортивных площадок.
- С одного большого грузового колеса радиусом 22 с половиной выходит примерно две-четыре плитки, – пояснил инженер резиноперерабатывающего завода Иван Гусев.
В земле шина легкового автомобиля разлагается более 350 лет. В воде – ещё медленнее. Поэтому переработка – едва ли не единственный вариант. За несколько часов из Ангары и Байкала достали 20 с лишним тонн покрышек. Но это совершенно точно не последняя акция, говорят организаторы. Впереди ещё много работы.