такси
9949
5

Что происходит с улан-удэнским такси?

Жители столицы Бурятии не первый год высказывают своё недовольство, но воз и ныне там

Фото: Евгений Коноплёв

Только под нашим постом в Instagram можно найти море комментариев с непрозрачными намёками: «Главный мотиватор купить себе машину - это наше такси», «Очень дорогое такси для такого маленького города», «У нас разве есть такси? Такси развалилось вместе с СССР!». 

Каждый год жители рассказывают о вопиющих случаях, произошедших в такси. Но если первые тревожные звоночки начались ещё несколько лет назад, почему до сих пор ситуация остается прежней? 

Мы постарались разобраться в этом вопросе вместе с Министерством транспорта республики и пассажирами, которые решили поделиться своими историями. 

Невероятно, но факт

Больше половины таксистов в нашем городе работают нелегально. И с этим ничего нельзя сделать, так как в Государственную Думу Российской Федерации 16 июля 2018 года только внесен законопроект № 481004-7 «О государственном регулировании отношений в сфере такси…», определяющий правовой статус служб заказа такси и устанавливающий ответственность за передачу заказов нелегальным перевозчикам. Пока данный проект (и ещё один, также регулирующий работу такси) только на этапе рассмотрения. 

В настоящее же время закон не обязывает службы такси передавать заказы только машинам с разрешениями. Таким образом, получается, что не все перевозки легальны. 

В Министерстве транспорта считают, что на рынке перевозок сейчас созданы условия неравной конкуренции официальных перевозчиков, имеющих разрешение на осуществление данной деятельности, с нелегальными извозчиками. 

- Сегодня количество нелегальных перевозчиков, которые заняты в этой сфере постоянно, составляет 50 % от общего числа, а учитывая «временщиков», то есть трудоустроенное население, ищущее дополнительный заработок, - 80 %. По состоянию на 1 июля 2021 года зарегистрировано 63 официальных перевозчика, имеющих 1 284 действующих разрешения, - рассказывают в пресс-службе министерства. 

Сам себе хозяин

И тут возникает проблема контроля. Минтранс Бурятии осуществляет полномочия по региональному государственному контролю в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории республики в отношении только тех перевозчиков, которые получили разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. А таких, как мы узнали, меньшинство. 

Кроме того, в связи с введением «надзорных каникул» в последние годы плановые проверки перевозчиков, являющихся субъектами малого предпринимательства, не проводились. Внеплановые проверки Минтранс может проводить только при наличии соответствующих оснований: поступления письменного обращения в адрес Минтранса Бурятии о фактах нарушения законодательства в сфере легкового такси. 

Получается, что практически каждая служба работает так, как ей заблагорассудится, а каждый водитель в ней - сам себе хозяин. 

Как следствие, Минтрансом РБ совместно с Управлением ГИБДД МВД по Республике Бурятия за прошедший период 2021 года проведено 27 совместных рейдовых мероприятий, в ходе которых выявлено 20 случаев осуществления перевозки пассажиров и багажа легковым такси без разрешения и выявлено три факта осуществления незаконной предпринимательской деятельности при перевозке пассажиров и багажа легковым такси. 

Недосягаемый идеал

Конечно, к водителям такси предъявляются требования, которые они обязаны соблюдать. У каждого шофёра есть путевой лист, в котором перед выездом на рейс ставится обязательная отметка о предрейсовом медицинском осмотре. Также перед первым заказом автомобиль должен пройти контроль технического состояния. Эти мероприятия должны быть ежедневными и обязательными. 

- К водителю легкового такси (официальному перевозчику) предъявляется общее требование о наличии документа, удостоверяющего право управления транспортным средством (водительское удостоверение), а также специальное требование к общему водительскому стажу, который должен составлять не менее трех лет, - добавляют в пресс-службе Минтранса.

Эта ответственность лежит на самих службах такси. И практика показывает, что не все перевозчики добросовестны. Так, например, в 2019 году при проведении Минтрансом внеплановой проверки перевозчика оказалось, что перевозчик не обеспечил прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра, не проводил контроль технического состояния легковых автомобилей перед выездом на линию, а лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, не пройдена аттестация на право занимать свою должность. 

Соблюдать нечего

Оказалось, что и санитарных норм по поддержанию чистоты в салоне, сохранению приятных запахов и созданию оптимального температурного режима просто нет. Значит, и соблюдать нечего. Претензии пассажиров просто бессмысленны, потому что всё на совести самого водителя и службы такси. 

Со стоимостью проезда, которая, по словам улан-удэнцев, может подниматься до бесконечности, аналогичная история. 

- В настоящее время тарифы на перевозку устанавливаются службами заказа такси, чья деятельность законодательно не урегулирована. Государственное регулирование цен за проезд в легковом такси не предусмотрено в действующем законодательстве, - комментируют в Министерстве транспорта. 

«Всегда невероятное приключение» 

История Марии: 

- В нашем городе поездка на такси - это всегда невероятное приключение. И, главное, ты никогда не знаешь, чем она закончится. Может быть, ты выйдешь насквозь пропахший табаком. Может быть, сердце убежит в пятки, потому что тебе попался не водитель, а гонщик «Формулы-1». Может быть, твой наряд покроется слоем пыли, просто потому, что она лежит в машине такси уже пару веков. Хамы мне, к счастью, попадаются редко. Зато есть вариант повеселее: не уехать вообще и бежать на общественный транспорт, опаздывая по делам. Смотришь на карту - вокруг куча машин, но заказы никто не принимает. Варианты с ценой от водителей приходят в 2 - 3 раза выше, чем назначает оператор. Я готова платить выше, повышала стоимость, заказывала комфорт, но машины приезжают такие же грязные, вонючие, вот-вот разваливающиеся. В таком случае не вижу смысла платить больше. 

«Преследовали и припарковались рядом»

История из паблика «Аноним 03»: 

- Сегодня произошла такая ситуация. Бабушка и её родственники вызвали такси. После приезда машины они увидели в ней двух молодых парней, которые, видимо, были в нетрезвом состоянии, судя по выражениям их лиц. Они (родственники) возмутились, мол, почему их двое и они (парни) это не уточнили заранее, ведь в такси должны сесть трое взрослых людей и тесниться сзади не так хочется. После эти двое молодых парней начали возмущаться. Не то чтобы просто возмущаться, а выражаться нецензурной бранью, угрожать, по их словам, «блатными», а потом и вовсе преследовали их почти 8 - 10 км с самого поселка Сокол до города. Первая остановка была на улице Геологической. Они всё ещё преследовали и припарковались рядом. После этого их не было видно. Пожалуйста, будьте внимательны и осторожны с таксистами. Если вы не уверены в хорошем обслуживании и самом водителе, лучше отмените заказ. 

«Мне скучно по ночам одному кататься»

История Ирины: 

- Я живу в Екатеринбурге и часто пользуюсь услугами такси. Спокойно отношусь и к ценам, и к маркам автомобилей. Да и водители попадались разные. Где-то хочешь поставить и пять звёзд за поездку, где-то пишешь негативные отзывы. Периодически я летаю к друзьям и родственникам в Улан-Удэ. Обычно меня встречают или я пользуюсь общественным транспортом, но в прошлый свой визит я решила воспользоваться такси. Естественно, я была наслышана, что с сервисом тут зачастую проблемы, но была крайне удивлена истории, с которой столкнулась сама. 

Чтобы попасть ночью в аэропорт, подруга вызвала мне такси. Первое, что меня удивило: такси нужно было заказать с вечера, за восемь часов до поездки. Мне объяснили так: «Чтобы точно приехало». Утром мы вызвали его повторно, напомнив о себе. С трудом найдя машину, я обнаружила в ней двух мужчин. На мой недоумевающий взгляд последовало объяснение: «Здрасьте, это мой друг, мне скучно по ночам одному кататься, и он ездит со мной». 

Поскольку что-то менять уже было поздно, мы поехали. Во время поездки второй мужчина исполнял роль навигатора: говорил, где свернуть, где ехать потише из-за камер. А я всю дорогу размышляла о том, что бы делал этот таксист, если бы пассажиров было четверо? Куда бы он ночью дел своего штурмана?

Автор: Екатерина Дубровина

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях