Но начнем по порядку.
Варвара и Алексей Сибиряковы относили себя к так называемому среднему классу. У главы семьи был свой прибыльный бизнес. Он занимался продажей автозапчастей. Дело свое знал и любил, посвятил ему не один год. Другой бы на его месте похвалялся, что у него целая сеть магазинов по городу, но Леха громких слов не любил. Если спрашивали, скромно отвечал: «Да, есть несколько филиалов». Руки у него были золотые. «Наверное, может собрать и разобрать любую машину», – с гордостью думала Варя о своем благоверном.
Сама она была бухгалтером-аудитором, одним из самых высокооплачиваемых специалистов в городе. Умела Варвара Николаевна из длинной цепочки цифр сложить такой баланс, подготовить такую аудиторскую отчетность, которую сочли бы верной как заказчики, так и проверяющая сторона. Вместе с мужем они составляли пару крепких профи.
Даже внешне Сибиряковы соответствовали своей фамилии: Алексей был ростом 190 см, Варвара – 175. От них так и пышело здоровьем. Варвара-краса (в нашем случае еще и премудрая) и Алеша Попович.
Большинство людей, поднявшись по социальной лестнице, забывают своих старых знакомых. Сибиряковы были не из таких. Оба они считали, что помогать людям в трудный момент – это норма, а не бремя. Алексей гордился, что уже выполнил «жизненную программу»: дом построил, сыновей – двоих – почти воспитал, а вместо дерева посадил целую рощу.
Несмотря на всю свою открытость, лишних людей в дом старались не водить. А вот на даче у них собирались самые разные люди, и все находили общий язык. Варя так готовила свой какой-нибудь очередной шедевр, что у гостей слюни текли. Уставала, конечно, но счастливые лица гостей не давали сожалеть о потраченном времени.
У Лехи тоже была своя страсть – рыбалка. Кстати сказать, он был удачливым, поэтому Варе пришлось освоить все существующие и несуществующие рыбные блюда.
Со стороны Сибиряковы казались сказочной парой. Красивые, здоровые, умелые. И детей они растили в уважении к людям и с верой в душе. Как-то Варька возьми да ляпни: «Леха, почему мы такие счастливые?». На что муж философски отмолчался. Эх, Варвара Николаевна, сама взяла да и накликала беду.
***
Пришло лето. Время пикников, встреч с друзьями и, конечно же, рыбалки. В этом году детей решено было отправить на все лето в Крым, в «Артек». А пока в ближайшие выходные запланировали выезд в Чивыркуйский залив. Алексей знал там особые, рыбные места. Хотя рыбы будет вдоволь, как же без шашлыков? К приготовлению мяса Варвара не допускалась. Женщина. Ну и слава богу. Ей и без этого своих забот хватало.
Навалилось столько работы, что сидела она безвылазно в офисе, колдуя над цифрами. Но профессионализм и талант – вещи сокрушительные, к четвергу очередной отчет для заказчика был готов, он остался доволен проделанной работой.
С утра стали собираться в дорогу. Хорошая погода подгоняла компанию быстрее выбираться из пыльного города. По дороге не забывали «капать» на святых местах, так что к концу поездки некоторые уже были «тепленькими». Развернули лагерь, женщины остались хлопотать у костра, мужчины пошли рыбачить. Мясо для шашлыков потихоньку доходило до кондиции.
Неприятности начались незаметно. Вначале улов оказался скудным: две щучки, небольшой лещ и пара сорожек. Все немного расстроились, но потом переключились на шашлыки. Готовили их с азартом, на этот раз мясо купили у малознакомых, с рук.
Благодаря стараниям Вари уха получилась наваристой. Шашлыки тоже подоспели. Варваре достался не до конца прожаренный кусочек мяса, даже немного с кровью. За день так вымоталась, что под коньячок быстро съела его.
Утром все проснулись почему-то недовольные. Обратная дорога казалась долгой и скучной. Особой радости от этой поездки никто не испытывал. Наверное, сказался скудный улов…
После той неудачной поездки Варя каким-то таинственным образом начала терять килограммы. Когда первый раз встала на весы – минус 10 кг. Она всегда была полноватой, поэтому неожиданное похудение поначалу было в радость, появился повод обновить гардероб. Но когда Варвара стала таять на глазах, все перепугались. Подумали самое страшное – рак. Ведь именно при этом диагнозе люди стремительно теряют вес. Она срочно сдала все анализы, прошла МРТ и стала ждать сурового приговора врачей.
Инстинктивно Варя, как только начала стремительно худеть, попросила Алексея съехать на дачу: она чувствовала, что чем-то больна, поэтому не хотела, чтобы он видел ее такой нездоровой и несчастной.
О, как же иногда тянется время. Кап-кап… ощущение, будто прошла целая жизнь. О своих догадках Варвара не говорила никому. Боялась. И вот наконец результаты готовы. Отрицательные! Никаких новообразований не наблюдается! Первая мысль Вари была: «Я увижу своих детей! Я буду жить!». Пережитое за несколько дней предательски отразилось на внешности. В висках, да и не только, проступила первая седина. «Волосы можно всегда покрасить, – успокаивала себя Варвара, – главное, я буду жить!».
***
Как ни странно, но вес продолжал убывать. От прежней Варвары осталось меньше половины. Кожа от резкого похудения обвисла складками. На работе пришлось оформить бессрочный отпуск. С мужем и детьми разговаривала только по телефону, не хотелось показываться никому на глаза.
Когда диагноз не поставлен, а человек продолжает хиреть, он начинает «хождение по мукам». Варвара побывала у батюшки – тот отпустил ее грехи и сказал, что здорова. Лама в дацане почитал молитву и дал какие-то порошки – не помогли. Прошлась по бабкам-знахаркам и экстрасенсам – результат нулевой. «Что же со мной происходит?» – каждый день ломала голову Варвара, отправляясь к очередному целителю.
Однажды на улице она случайно встретилась со старой приятельницей (как она ее узнала в новом обличье?), та ее окликнула. Людмила Сергеевна была терапевтом старой закалки, окончила 1-й Московский медицинский. Как ее сюда занесло, она и сама забыла. Осмотрев Варю, начала давить на живот – было больно. Спросила про аппетит. А ведь Варя ела кастрюлями и не замечала.
Внимательно прослушав фонендоскопом желудок, Людмила Сергеевна выдала: «Гельминты». При постановке диагноза она ни разу в жизни не ошиблась.
– Ну какие же гельминты? Я овощи, фрукты чуть ли не «Фейри» мою.
– А непрожаренное мясо или недоваренную, малосоленую рыбу ты не ела?
– Ела.
– Ну вот что, моя дорогая, слушай меня внимательно, – порывшись в сумочке, она вытащила бланки и свою печать. – Вот тебе направление в БАК-лабораторию на полное обследование. С результатами ко мне, пройдешь без очереди. Позвони. Не затягивай.
– Я, конечно, пройду, но что-то не уверена.
– Дура. Бегом в лабораторию, – и терапевт поспешила на прием.
Позвонила Варвара на всякий случай и матери, та сказала: терять уже нечего, почти везде ты побывала.
***
Утром самым первым посетителем в лаборатории была, естественно, Варвара. Поскольку на направлении стояло слово «полное», то ей досталось по полной. После неприятных и унизительных анализов-процедур Варя уже бросилась было к выходу, когда ее окликнули в регистратуре: «А квитанцию. Результат будет готов в течение недели».
Неделю просидела дома как в засаде. Отключила все средства связи. Закрыла жалюзи, не реагировала на Алешины попытки пробраться в дом. «Позор, – стучало в голове, – ну какие гельминты».
За следующую неделю Варвара Николаевна окончательно превратилась в Вареньку – похудела еще на 5 кг. Кое-как собравшись, поехала за анализами.
– К сожалению, у вас плохие анализы, и мы будем вынуждены поставить вас на диспансерный учет. Наши предположения подтвердились. У вас тениаринхоз, или бычий цепень. Вы на машине? А то можем вызвать скорую для госпитализации.
– Не надо скорую, я обращусь к своему лечащему врачу.
– Срочно обращайтесь, лечение нужно начинать немедленно.
– До свидания.
Кое-как спустившись по ступенькам и открыв непомерно тяжелую дверь, Варвара добралась до машины. В первую очередь в «Гугле» забила неведомое ранее «тениаринхоз», выскочила следующая информация: «Бычий цепень (Taeniarhynchus saginatus) достигает в длину 4 – 10 м. Тонкая шейка (зона роста цепня) переходит в тело, разделенное на 1 000 – 2 000 члеников. Длина цепня не уменьшается, так как новые членики образуются в зоне роста. Цепень паразитирует в тонком кишечнике человека. Через три месяца превращается во взрослого паразита. Больного беспокоят боли в животе, отмечается резкая потеря веса, при испражнении выделяются членики»…
Варя начала вспоминать свой зверский аппетит, боли в желудке, да и членики тоже, наверное, выделялись. А ведь она думала, что у нее рак. Бабушка ее, умершая от онкологии, также стремительно теряла вес. А тут какой-то бычий цепень. Про себя отметила: «Хорошо, что отгородилась от всех, поэтому никого не заразила». Откуда-то взялись силы, набрала номер Людмилы Сергеевны и попросилась на прием.
Терапевт сама ждала свою пациентку у двери кабинета, иначе разъяренные больные не пропустили бы и без того обессилевшую Вареньку.
– Не ошиблась. Значит, бычий цепень. Не плачь, Варюша, все это лечится. Сейчас выпишу рецепт и начнешь лечение. Вот только почему раньше ко мне не пришла?
– Я думала, у меня онкология.
– Бог милостив, обыкновенный тениаринхоз.
– Но как такое могло со мной случиться?
– Мясо с рук брали?
– Да.
– Оно ведь не проходило лабораторную пробу. В нем, значит, и были личинки цепня, или финны, поэтому такое мясо и называют финнозное.
– Так на этих людей нужно в суд подать!
– А ты их помнишь? В том-то все и дело. Назначаю тебе «Бильтрицид» и «Немозол». Разводишь эти препараты из расчета 600 мг на 6 кг массы тела. Встань на весы. Так, 45 кг у тебя, в общем, приблизительно тебе нужно выпить 4,5 л за раз. Он совершенно безвкусный, так что в течение дня как-нибудь примешь. Когда препарат начнет действовать и гад пойдет к выходу, сама никаких действий не предпринимай, а сразу вызывай скорую. Нечего тебе смотреть на всякое. Ты меня внимательно слушаешь?
– Конечно. Вызвать скорую.
– И через месяц ко мне на повторные снимки. Может, я с тобой пойду?
– Спасибо, Людмила Сергеевна, у вас там такая очередь. Я маме позвоню.
– Ну, тогда иди.
– Спасибо и до свидания.
– Варя, никакой самодеятельности – скорую, – вдогонку крикнула терапевт.
***
Надвинув кепку пониже на глаза и надев солнцезащитные очки, Варя двинулась в близлежащую аптеку. Выбрала момент, когда никого из посетителей не было, подошла к окну и протянула рецепт. Как назло попалась словоохотливая фармацевт. Варя сгорала от стыда, быстрей бы отдала лекарства и все.
Раздался звонок. Это была мама.
– Мама, успокойся, у меня всего лишь какой-то пениархоз, что-то с желудком, вроде анорексии.
– Варя, ты же, наоборот, кушаешь все кастрюлями, все время что-то жуешь.
– Мама, лекарства я купила. Сегодня же начну лечение.
– Может, я приеду, вдруг помощь понадобится?
– Нет! – это уже была интонация железной Варвары Николаевны.
Приехав домой, про себя подумала: «Хорошо, что дом у меня как крепость, закрылся и все, никто тебя не потревожит».
Предварительно хорошо подкрепившись пиццей, борщом и коробкой конфет, Варя пошла разводить лекарство. Сделала первый глоток, раствор действительно оказался безвкусным. «Выпью и уничтожу эту дрянь», – подумала Варя.
Через некоторое время в желудке начало бурлить. Варе становилось невыносимо больно, она крутилась, вертелась и каталась по полу. Вдруг она почувствовала, что дрянь идет на выход. Побежала в туалет. То, что показалось на свет божий, было зрелищем не для слабонервных. Это было змееподобное существо с вполне различимыми четырьмя присосками. Тварь обладала недюжей силой. Недаром Варя похудела на 50 кг. Все пошло в утробу этой гадине. У большинства из нас в критические моменты мозг отключается. Так и у Вари, она напрочь забыла насчет звонка в скорую, сработали другие инстинкты.
Гад упирался, и, чтобы помочь себе выдернуть этого «чужака», Варя оперлась ногами о бортик душевой и начала тянуть его изо всех сил, пока не оторвала ему голову…
Людмила Сергеевна стояла на кухне и варила ей бульон.
– Я предлагала тебе свою помощь, просила вызвать скорую... А теперь, Варя, что остается? Ждать, когда вырастет новая голова, а это займет несколько месяцев.
В ответ раздались глухие рыдания.
– Тебе надо усиленно питаться, чтобы отрастить новую голову.
Варя в ответ неожиданно пошутила: «Не цепень, а Змей Горыныч».
Людмила Сергеевна дала Варе снотворное, а сама обзвонила ее родственников, объяснила им, что ей сейчас лучше и вправду надо побыть одной. И дети должны до выздоровления мамы пожить с бабушкой и т. д.
Алексей сделал все так, как просила Людмила Сергеевна, сам позаботился о детях, Вариным коллегам в общих чертах объяснил, что она не сможет появляться на работе. «Но без Варвары Николаевны все развалится», – сказала одна из сотрудниц. На что Алексей ответил: «Все, девочки, пришло время работать самим».
Варю откармливали, как на забой, так что «голова» росла не по дням, а по часам. В назначенное время она приняла лекарство, рядом были мама и Людмила Сергеевна. В этот раз, когда «Змей Горыныч» пошел к выходу, его уже поджидала бригада медиков в инфекционке, там и вытащили эту гадину. На память Варе зачем-то дали рентгеновские снимки этого паразита. Она потом еще полгода стояла на учете, и вот наконец контрольный мазок, он оказался отрицательный. Варя заплакала, наконец-то буду жить со своей семьей, как и раньше.
При встрече Алексей не сразу узнал свою Варвару, до того она похудела. Лишь когда вгляделся в знакомые черты, в глаза – озера синие, скупые мужские слезы покатились по щекам. Бережно взял любимую на руки, как ребенка.
Дети некоторое время жили у бабушки. Варе пока не хотелось показываться им. Курс восстановления проходил быстро. День за днем она поправлялась, стала походить на нормального человека. Скоро в дом вернулись дети. Увидев ее, воскликнули: «А наша мама тоже ходила на курсы «Доктора Борменталя!».
Варвара постепенно набирала вес, жизнь возвращалась на круги своя. Странно, но выше отметки 55 кг весы больше не показывали, так что с тех пор Варвара Николаевна стала обладательницей модельной внешности. Алексей тоже решил соответствовать параметрам супруги и записался в тренажерный зал. Через полгода Сибиряковы выглядели как европейская пара. Высокие, худые, подтянутые. Оказалось, нет худа без добра.
Болезнь Вари сблизила их еще больше. Оба нашли себе хороших помощников в работе и теперь большую часть времени проводили вместе дома. А через год появилась на свет младшая Сибирякова. Глаза, как озера синие, и спрашивать не надо, в кого такая красавица уродилась. Теперь Сибиряковы, как и все счастливые семьи, похожи друг на друга…
P. S. С тех пор Варвара лишних слов не болтала, чтобы не спугнуть счастье. А Людмилу Сергеевну отблагодарила: купила ей путевку в теплые страны.
Рассказ «Змей Горыныч» по количеству баллов занял третье место в номинации «Дамский». Его автор Майя Доржиева окончила БГПИ, много лет работала учителем русского языка и литературы в школе. В последние годы занимается репетиторством. «За основу произведения взят реальный случай, - поделилась она. - Его мне рассказала соседка по палате, когда я лежала в больнице. Правда, тогда заболели, с ее слов, сразу несколько человек из группы, и в том числе главная героиня. Я чуть изменила сюжет». Майя Доржиева поведала, что последние полгода пишет повесть, пока никак не может его закончить. В центре - драма женщины, у которой когда-то было все в жизни прекрасно, но она сломала свое счастье своими руками.