ученые
3135

В горах Бурятии нашли древний человеческий скелет

Учёные выяснили, что он принадлежит подростку

Фото: istu.edu

Археологи из Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) отправились в экспедицию в Окинский район Бурятии. Её инициировал сам вуз, а также российское историческое общество, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии и Иркутский областной краеведческий музей. Совместный проект призван популяризовать историю, культуру и географию Бурятии и привлечь туда туристов. Он объединил около 50 учёных, педагогов и школьников от Владивостока до Санкт-Петербурга.

Поездка стала частью фестиваля «Эргэне-Кун» – легендарная и историческая прародина монголов». А возглавил группу руководитель научно-исследовательской лаборатории археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии ИРНИТУ Артур Харинский. 

В раскопках, которые велись с 1 по 15 июля, участвовали доцент Дмитрий Кичигин, студенты политеха и сотрудники школы из Орлика. Они отправились в верховья реки Оки, где, по мнению историков, может находиться прародина монгольского народа Эргенэ-Кун (Эргунэ-Хун). В итоге там обнаружили более 30 ритуальных сооружений и древнейшее в Юго-Восточном Саяне погребение человека, которое датируется поздним бронзовым веком.

Погребённый лежал не в традиционной могильной яме, а на поверхности земли под каменным курганом, окружённым кольцевой выкладкой. Рядом с грудью покойного нашли камни красного и жёлтого цвета. Археологи считают, что эти находки имеют некий сакральный смысл.

- Интересно, что скелет обращён головой на юго-восток. Погребальный обряд отличается от известных к настоящему времени в Прибайкалье. Мы можем утверждать, что это самое раннее погребение в Юго-Восточном Саяне, датированное периодом бронзового века. Аналогичные захоронения, но с ориентировкой тела на северо-запад, археологи находили на севере Хубсугула в Монголии. Вероятно, в древности существовали культурные контакты между жителями Горной Оки и Прихубсугулья, – отмечает Артур Харинский.

Кости плохо сохранились, поэтому узнать пол скелета человека сложно. Известно только, что это был подросток. Образцы останков политеховцы передали канадскому учёному Анжею Веберу, который сделает радиоуглеродный анализ в лаборатории Оксфордского университета. Это позволит определить возраст находки.

Предназначение обнаруженных в горах ритуальных сооружений пока остаётся загадкой. По одной версии, это конструкции, созданные древними в память о давно умерших соплеменниках. Более вероятно, что объекты являются кенотафами – символическими могилами, «хозяева» которых погибли или пропали без вести вдали от дома – например, на войне. Кенотафы сооружали родственники покойного, чтобы его душа обрела покой.

Всего археологи выявили 34 курганообразных конструкции. Диаметр насыпей – от четырёх до шести метров. По центру скопления объектов расположено село Саяны. Часть сооружений пострадала при возведении домов. Местные жители использовали для строительства каменные кладки, которые находили в огородах. 

На территории «курганного поля» хорошо сохранился херексур – каменный курган с кольцевой оградкой. Такие широко распространены в западной и центральной части Монголии. Херексуры – своеобразные следы пребывания европеоидного населения, продвигавшегося в восточную часть Центральной Азии. Навстречу «западным гостям» шли представители культуры плиточных могил (XIII-II век до н.э.).

- Обследованный херексур – самый северный из всех известных памятников этого типа. Это означает, что население с примесью хорошо выраженных европеоидных черт продвинулось далеко на Восток. Пути миграции проходили по труднодоступным перевалам. Мы можем предположить, что верховья Оки были одним из центров расселения представителей культуры оленных камней и херексуров, – подчеркнул учёный.

С участниками экспедиции пообщался директор Орликской школы Баир Шарастепанов. Он рассказал об обряде, характерном для местных бурят. Суть ритуала заключается в том, что спустя год после рождения ребёнка дядя со стороны матери обрезает прядь волос малыша. Она служит своеобразным талисманом, символизирующим связь человека с родом.

Прядь хранят в мешочке, который берут с собой в дальний поход. Если человек находит последнее пристанище вдали от дома, то оберег стараются привезти и захоронить в Окинском районе. Такие талисманы брали с собой окинцы, ушедшие на Великую Отечественную войну. Историки утверждают, что все они вернулись живыми.

- Легенды, основанные на древних традициях и верованиях, позволяют нам с большей уверенностью говорить о назначении курганных ритуальных насыпей в Горной Оке, – пояснил Харинский. 

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях