В июле в Бурятии стартовал конкурс на лучшее название для третьего моста через Уду, который построят в столице республики. Любой желающий мог отправить свой вариант на электронную почту mostuu@yandex.ru (до 3 августа включительно) или оставить в комментариях под постом о конкурсе на официальных страницах правительства РБ в соцсетях – «ВКонтакте», «Одноклассниках», Facebook или Instagram.
Жюри возглавила журналист телекомпании «Тивиком» Юлия Пермякова. Именно благодаря её вопросу на большой пресс-конференции Владимира Путина в декабре 2017 года власти приняли решение о выделении средств на возведение переправы.
К концу месяца жители республики придумали более 300 вариантов. Некоторые даже предлагали назвать мост в честь своих родственников.
- Строительство моста вошло в историю нашей семьи. Наша бабушка Эра Яковлевна – ветеран труда, передовик производства – каждый день из окна своей квартиры смотрит, как строится мост, и очень переживает, чтобы обязательно достроили. Уж очень хочет дожить до этого события. И сейчас говорит, что не умрёт, пока не пройдёт по новому мосту. Ей 85 лет, – рассказала одна из участниц конкурса.
Самым популярным названием в итоге стал «Президентский». Глава региона Алексей Цыденов считает его ещё и самым логичным.
- Была ещё одна история – на мой взгляд, очень трогательная. На берегу в пятиэтажном доме живёт бабушка Эра Яковлевна. Ей 85 лет и она каждый день из окна смотрит за тем, как строится мост. Обещала обязательно дождаться, пройти по нему, проехать. На открытие мы её точно пригласим. Повторюсь, было очень много предложений – и мост «Сансары», и мост «Дружбы». Итоги ещё подводятся, но пока лидирует «Президентский», – сообщил руководитель республики.
Все работы ведутся согласно графику. Сейчас осуществляется перенос электрических, а также сетей водо- и теплоснабжения, готовится площадка для строительства путепровода под железной дорогой и дорожных развязок.
- Масштаб строительства очень большой. Только текущий контракт – на семь миллиардов рублей. Будут ещё дороги и развязки. Поистине, президентский размах. Всё идёт по графику. Благодаря строительству «Улан-Удэстальмост» загружен заказами – у завода большой объём работ. Так, что у нас здесь такая синергия – решаем транспортный, экономический вопрос, вопрос создания дополнительных рабочих мест в Бурятии, – добавил Цыденов.
Работы по возведению сооружения на левом берегу реки стартовали 14 апреля 2020-го и год спустя переместились на правый. Его строят на средства нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Ранее на переправу длиной в 202 метра и шириной в 26 метров из федерального бюджета направили дополнительные средства – 1 миллиард 800 миллионов рублей. В общей сложности она обойдётся в семь с половиной миллиардов.
Мост будет четырёхполосным и соединит Октябрьский и Железнодорожный районы, минуя центр Улан-Удэ. Один из въездов на него организуют на пересечении улиц Лебедева, Сахьяновой и Трубачеева. В Советском районе построят развязку, которая соединит переправу с посёлком Лазо. Другая появится в Железнодорожном – уже за железной дорогой.
На пересечении с железнодорожными путями сделают подземный тоннель, который будет выходить прямо на улицу 3-я Транспортная. Для удобства движения в этом месте построят путепровод тоннельного типа длиной в 17 метров.
После пересечения железной дороги трасса пройдёт в створе Транспортной, где с одной стороны расположится дорога на Элеватор, с другой – на Кирзавод. Всё это позволит «разгрузить» центр бурятской столицы и две уже существующих переправы через Уду – по улице Бабушкина и на проспекте Автомобилистов.
По последней в сутки проезжает более 31 тысячи автомобилей, что в два с половиной раза превышает норму. Загрузка мостового перехода в створе улицы Бабушкина – 56 с лишним тысяч машин. Это тоже больше нормы почти в три раза. Сегодня заторы наблюдаются не только на обоих мостах, но и на большинстве главных городских магистралей. Скорость движения транспорта в дневной и вечерний «часы пик» там составляет примерно 10-15 километров в час. Четырёхполосный переход будет включать две транспортные развязки. Из-за этого придётся снести несколько десятков домов. Мост также оборудуют противошумовыми экранами и камерами видеонаблюдения и сделают доступным для маломобильных людей – лифты там решили заменить пандусами.