Август считается сезоном отдыха на всеми любимом Байкале. В последний месяц лета вода в озере прогревается до максимальных температур, а потому в солнечную погоду и в выходные дни на берегах «жемчужины Сибири» яблоку негде упасть. И отдыхают здесь не только жители Бурятии, но и иркутяне, забайкальцы, а также гости из других регионов.
Но всё ли есть на берегу Байкала для удобства туристов? Три года назад мы затрагивали такую тему. Тогда оказалось, что на побережье от Гремячинска до Турки построено всего два туалета, автомобилисты паркуются прямо у озера в песке, также в шаговой доступности нет мусорных контейнеров, а забрать отходы с собой, увы, способен не каждый отдыхающий. Изменилась ли ситуация за это время?
«Туалеты надо построить»
В Гремячинск мы приехали в обеденное время. День выдался не очень жаркий, и в Байкале плескались единицы людей. Я прошёл по самому краю берега, и первое, что бросилось в глаза, – это приличное число кострищ, примерно каждые 20 метров друг от друга. И выглядят они все одинаково: горка остывших сырых углей и обязательно какая-нибудь жестяная банка или бутылка посередине. Пугает побережье и обилием «бычков» от сигарет.
Как и ожидалось, вдоль берега нет ни одного контейнера, ящика или урны. Кто-то всё же удосужился и собрал мусор в пакет… но засунул его под ржавый железный гараж для рыбацких лодок.
Однако постоянные гости байкальского побережья считают, что мусора всё же стало меньше, но есть другая проблема.
– Туалеты надо построить, а в остальном всё хорошо – безлюдно, пустынно и дико. Такое людям нравится. Нет загромождений бутиками, – говорит туристка Татьяна, часто отдыхающая на Байкале. – Но, чтобы чище было, нужны туалеты. Что касается мусора… Вот мы съели арбуз. В принципе не возбраняется же, на мой взгляд, бросить арбузные корки в озеро рыбам. Мы из благих намерений оставляем эту пищу. Сейчас, наверное, все люди убирают за собой. Бросить мусор стыдно даже перед собой. Кажется, что сейчас люди меньше пьют и меньше бросают мусор.
Машины на берегу
В Горячинске же, в отличие от Гремячинска, отнюдь не безлюдно и не пустынно. Несмотря на то что на улице было зябко, а на часах два часа дня, песчаный берег за посёлком сплошь занят отдыхающими. Если бы я явился сюда с целью отдыхать, то было бы трудно отыскать тут место, чтобы расположиться.
Дети купаются, девушки загорают, подростки играют с мячом, а взрослые мужики расслабляются с помощью хмельных напитков. Мусора особо не видно, но где-то можно найти оброненный фантик, упавший окурок или не долетевшую до урны банку из-под пива или коробку из-под сока. Стоит заметить, что некоторые туристы принесли с собой мусорные мешки или коробки, в которых, очевидно, собираются унести отходы.
Отметим, что, согласно закону «Об охране озера Байкал», на расстоянии до 200 метров от водоёма запрещена любая деятельность, связанная с нахождением транспортных средств на берегу. Нарушители могут получить крупный штраф или вовсе угодить под уголовную ответственность. Всё зависит от степени причинения вреда озеру. Но такой факт здесь остаётся без внимания, и отдыхающие оставляют машины у самого пляжа, в 10–20 метрах от него.
«Нужно строить автостоянки, но к ним есть особые требования, выполнить которые мы пока не можем», – отвечали нам в местной администрации три года назад на вопрос о нахождении машин на берегу. Готовы ли власти решить проблему сегодня?
По словам главы СП «Туркинское» (куда входят Турка и Горячинск) Сергея Севергина, в данное время разрабатывается проект, который подразумевает закрытие береговой линии шлагбаумом, лишив автолюбителей возможности устраивать парковки на берегу священного озера.
– Вопрос поднимался не раз о том, что нужно организовывать межведомственную группу, чтобы она могла всё контролировать. Мы пробовали самостоятельно выходить, но это постоянные скандалы и нас не особо слушают. Здесь надо, думаю, выходить совместно с сотрудниками полиции и Бурприроднадзора, делать рейды и штрафовать. Также мы пробовали фотографировать, отправлять, но пока у нас нет ответов на это, – сообщил глава поселения.
Также Сергей Севергин рассказал, что в Горячинске совместно с сотрудниками Минтуризма и архитекторами разрабатывается план об организации стоянки, которая, возможно, появится на базе курорта «Горячинск».
– В каждом гостевом доме есть стоянки. Но у нас менталитет такой: если машина есть, люди сели и поехали на пляж, пешком не хотят ходить. Здесь встаёт вопрос о том, чтобы организовать прокат велотранспорта, чтобы машину можно было оставить и на велосипедах добираться до берега, – отметил глава поселения.
Ни одной урны
На пляже в глаза бросился ЗИЛ с будкой с надписью «Банька на колёсах». Грузовик расположился в нескольких метрах от озера. Хозяин бани запустил в будку пару человек, подбросил снаружи в дверцу топки дровишек и ждал, когда люди напарятся и побегут остужаться в Байкал, чтобы запустить следующих.
В голове возникла масса вопросов, связанных с охраной экологии Байкала, но банщик поспешил развеять все предположения о том, что он наносит здесь вред природе.
– Изнутри всё резиной застелено, ничего не протекает. Если идут какие-то стоки, у меня бочка есть, специально установленная, в которую они стекают. Вывожу мусор на свалку, там же сливаю воду. Вода в принципе чистая. Мыться нельзя с шампунем и мылом. Химия для окружающей среды вредна. Под машиной постелен баннер – если что-то капает с машины, когда я её завожу, то на него. Всё безопасно, – объяснил Дмитрий.
В разговоре со мной мужчина посетовал и на отсутствие урн.
– Я здесь не вижу ни одной урны. Кто-то с собой мусор вывозит, а кто-то – нет. Вечером молодёжь гуляет, жгут костры, бутылки бросают. Я здесь хожу и убираюсь. Сегодня, допустим, с утра полпакета бутылок насобирал. Даже контейнеров нет, куда мусор выкинуть. Двое ребят за день проходят с мусорными мешками, но для такого большого пляжа этого мало, – возмущается Дмитрий. – Мест для разведения костров не обозначено, а потому их жгут где хотят и как хотят, зон для барбекю нет. Если кто-то возьмётся облагораживать, то ему будет здесь что делать, а так бесхозный пляж получается. Туалетов тоже нет. Единственный – платный, и душ за 200 рублей. У меня же в бане просто попариться можно, мыться нельзя. Остальные туалеты на турбазах, кто туда ходит, а кто в кусты. Кто как, в общем.
Самое культурное и более-менее облагороженное место на побережье мы нашли между Горячинском и Туркой. Здесь, в тени деревьев, отдыхают так называемые дикие туристы в палатках. Тут же на одном километре сразу три стареньких деревянных туалета (правда, один без двери).
Деревянные ящики под мусор заполнены примерно наполовину, но всё же кто-то предпочитает оставить мусор не в них, а рядом. Мотивирующие вывески типа «Не сори на берегу» или «Сохраним Байкал в чистоте» со своей ролью здесь не справились. Лёгкий мусор разносит по берегу ветром, а упаковки от еды растаскивают собаки.
«Были туалеты, но в них никто не ходил»
По дороге из Турки, ближе к Гремячинску, мы заглянули на живописный высокий берег, где стоит шлагбаум. Поднимает и опускает его 70-летняя бабушка молодого предпринимателя, который три года назад взял здесь в аренду один километр побережья у лесного фонда Байкальского лесничества Бурятии.
По словам пенсионерки, строить какую-либо турбазу тут никто не собирается. Территорию не раз пытались облагородить скамейками или сделать те же туалеты, но всякий раз это не заканчивалось успехом. Предприниматели, как положено, платят за аренду, а также по 10 тысяч рублей в месяц за ежедневный вывоз мусора. Чтобы попасть за шлагбаум, нужно заплатить 500 рублей за машину и можно находиться на территории хоть неделю, хоть месяц. Прогуляться пешком без ночёвки можно бесплатно. По словам Галины Борисовны, этих денег едва хватает, чтобы покрыть все расходы.
– Когда мы взяли эту землю в аренду, построили туалеты и деревянные ящики под мусор. Каждую среду приезжала машина и вывозила мусор. Но их обязали убрать, поскольку это особая зона, на которой нельзя оставлять отходы. Теперь я каждое утро хожу и за туристами собираю мусор, его складываю в контейнеры за территорией, – рассказывает пенсионерка. – Мы старались что-то делать для людей – сделали скамейки, но зимой рыбаки использовали их на костёр. Понимаете, это менталитет местного человека. Были туалеты, но в них никто не ходил. Наш человек не любит ходить в туалет, ему проще сходить в кусты. Мусор проще кинуть в огонь, в том числе стеклянные бутылки и железные банки, чем в урну. Я заметила, что приезжие, в основном иностранные туристы, очень бережно относятся к Байкалу, восхищаются им. А местным ничего не нужно, гадят у себя же под ногами. Байкал надо беречь, и не плакаты писать «Сохраним чистоту», а приезжать и убираться. Недаром говорят, что Байкал – жемчужина России. Иностранцы так вообще называют его «пупок Земли».
Выделено 2,5 миллиона
Глава Туркинского поселения отметил, что на берегу между Горячинском и Туркой есть три туалета, два из которых действующие. Проблема здесь может быть в отсутствии указателей о наличии уборных.
– В этом году 2,5 миллиона рублей по конкурсу мы выиграли в Минтуризме на облагораживание горячинского пляжа. Там тоже запланирован мобильный туалет, – сообщил Сергей Севергин.
Основная острая проблема всё же связана с мусором. По всем законам в окрестностях Байкала не должно быть свалок. Ближайшая санкционированная – в Улан-Удэ, и туда, по словам главы поселения, вывозить мусор дорого. Но в качестве альтернативы есть мусороперегрузочная станция в Турке на территории «Байкальской гавани».
– Вывоз мусора очень дорого стоит. В прошлом году мы ставили мусорные баки и подсчитали, что порядка около полумиллиона уходит только на вывоз мусора. Денежных средств у нас таких нету, но в перспективе прорабатываем этот вопрос – установку баков на берегу. Сейчас баки пока не ставим: прошлогодняя практика показала, что их нужно вывозить два раза в день, а мы не можем себе позволить такого. Пока не могу дать каких-то гарантированных ответов, что будет вывоз мусора. Тем не менее сейчас мы с предпринимателями работаем, совместно собираемся, они скидываются деньгами, и мы организовываем уборку побережья и вывоз мусора. Ходят ребята, которым мы платим, собирают его, в одном месте его складируют, машина приезжает и увозит мусор, – рассказал Сергей Севергин.
Что ж, время идёт, но существенно на берегу прославленного на весь мир озера ничего не меняется. Туристов меньше не становится, значит, и количества мусора меньше не станет. И где он будет лежать – на берегу или в урне, куда пойти по нужде – в туалет или в кусты, – зависит не только от властей и предпринимателей, обязанных контролировать порядок, но и от самих отдыхающих.