«М-м-м, какие виды! А какой воздух! Так вкусно пахнет… гнилью?» - вряд ли кто-то ожидает в уникальных, красивейших районах Бурятии увидеть стаи ворон, кружащих над тоннами мусора.
Но, к сожалению, в республике это не редкость. Несанкционированные свалки в природоохранных зонах – это, осмелюсь сказать, самый настоящий бич нашего времени.
И вроде бы есть целая армия защитников природы. Экоактивисты, которые разрабатывают карты свалок, собирают петиции и убирают собственными силами горы мусора (мы-то с вами понимаем, что это «как мертвому припарка»). Где-то рядом всегда «трется» толпа политиков, которая при каждом удобном случае (в основном во время предвыборной кампании) хором говорит о сохранении Байкала и необходимости срочно решать вопрос.
Но какой у всего этого итог?
Природу охраняем?
В частности, многолетние «пляски» вокруг мусора устроили в Кабанском районе. Огромная свалка в Клюквенной пади, вблизи поселка Селенгинск, прославилась даже на федеральном уровне.
Видимо, местных жителей муниципальная и региональная власть уже настолько замучила обещаниями, что они не нашли другого выхода, кроме как обратиться напрямую к Владимиру Путину. После этого мы решили съездить в Кабанский район и посмотреть, насколько разрослась знаменитая свалка.
Немного заблудившись в поворотах, мы проследовали за небольшим грузовичком, который был загружен чем-то похожим на мусор. И не прогадали. Через пару километров еловый лес сменился небольшими кучками мусора. Они растянулись прямо по краю дороги. С каждым метром они становились все больше, а чуть дальше появился ветхий забор (который и забором-то назвать сложно). Вероятнее всего, это и было начало свалки.
Достигнув конечной точки, двое мужчин начали разгружать мусор.
- Вы только машину нашу не снимайте, - попросил один из них. – Проблема со свалками да, есть и была. Я не так давно сюда переехал, ремонт делаю, а мусор вывозить некуда. Это единственная открытая свалка в районе, и то вся переполнена.
Собственно говоря, и пройти-то там особо было негде. Сгнивший мусор смешался с размокшим после дождя грунтом и то и дело засасывал ноги.
- Кажется, тут работает один мужичок, подсказывает, куда выгружать мусор. Конечно, нам не хватает завода по переработке мусора, ну и нескольких полигонов по всему району. А то ведь как получается, ехать с грудой мусора в другой конец района – не дело. Вот местные и сваливают его куда попало, - делает вывод мужчина.
По словам этого местного жителя, в районе несколько закрытых свалок – вблизи самого Кабанска и возле деревни Клюевка.
«Где хочу, там и выбрасываю»
Найти свалку возле Кабанска не составило труда. В отличие от Клюквенной пади, она была ограждена высоким бетонным забором, на котором красовалась надпись: «Свалка запрещена. Штраф 5 000 рублей».
Но находчивым жителям такие угрозы не преграда. Сбоку забор был снесен, где со спокойной душой уже другой житель выгружал свой мусор.
«А свалка же запрещена. Зачем тут выгружаете мусор?» - спросила я. Ответ и рассмешил, и огорчил: «А вы что, проверяющий? Штрафовать будете? Нет. Ну вот и всё. Выбрасываю, где хочу».
Вот и вся правда – выбрасываю, где хочу. До санкционированной свалки ехать лень, ну или просто нет на это возможности. И получается, какая разница, закрыта свалка или открыта. Мусор все равно гниет и горит, все это попадает в почву, а потом и в воду, которую эти же местные жители пьют.
На этой “веселой” ноте хочу вернуться к Клюквенной пади. После того как взволнованные жители обратились к президенту, хоть кто-то зашевелился и начал предпринимать меры. По итогу долгих разбирательств нашли виновных – регоператор «Экоальянс», несколько должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Бурятии, администрации района и сельского поселения.
- С февраля 2021 года региональным оператором заключен договор подряда по вывозу твердых коммунальных отходов на территории района с индивидуальным предпринимателем, который, приступив к выполнению своих обязанностей, не заключил договор аренды данного мусорного полигона, в связи с чем при попустительстве должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления стал незаконно складировать вывозимый мусор на грунтовой дороге за территорией свалки. Такое неправомерное размещение отходов привело к их тлению, возгораниям с распространением дыма в сторону жилого сектора, что повлекло нарушение прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья и защиты окружающей среды, - пояснили в следственном комитете.
Но тут возникают опасения, что на уголовных наказаниях все разговоры и «захлопнутся». Ведь проблема комплексная. Очевидно, что в районе необходимо строительство специализированного полигона, мусороперерабатывающего завода, ну и, в конце концов, личная ответственность каждого жителя за вывоз своего мусора.
Но для начала необходимо разобраться с так называемыми «закрытыми» свалками. Это как в анекдоте: «Если я этого не вижу, то этого нет». Но так, к сожалению, не работает. Мусор сам по себе не испарится, а будет дальше гнить и отравлять почву. А находчивые жители продолжат ломать преграды и бетонные ограждения. Поэтому логичнее было бы ликвидировать все свалки, а уже потом бороться с недобросовестными жителями.
Своими силами
Подобная картина поразила до глубины души туристов, которые приехали полюбоваться красотами Тункинской долины. Они даже не поленились снять видео с огромной свалкой на фоне гор. Конечно же, оно облетело все соцсети. Как оказалось, свалка стихийная.
К слову, жители Тункинского района начали поднимать вопрос с ликвидацией мусора еще в 2016 году.
- Мы начали в Тунке операцию «Чистые берега», на нас смотрели, как на умалишенных: столько проблем, а они со своим мусором. Субботники по очистке лесов и полей проходили и раньше, но тогда мы впервые начали раздельный сбор мусора, - рассказал местный общественник Юрий Зверев. - Работа велась практически во всех селах района, но в качестве эксперимента было решено убрать полностью одну из больших свалок. В юго-западной части Кырена, в местности Хойто-Горхон, на площади в три гектара располагались значительные залежи отходов, которые сюда свозили люди с окрестных улиц. Я был тогда в отпуске и координировал работы, принимая в них самое непосредственное участие.
По словам Юрия, в завалах мусора было очень много сырья, которое можно использовать повторно. Это и древесина, и пластик, и даже сено, которое можно использовать как компост.
- Это были вполне пригодные дрова, которые с благодарностью забирали нуждающиеся в них люди. Повсюду кучи компоста, некоторые чистые, а иные смешанные с мусором. Такие кучи образуются от гниения остатков выброшенного сена, навоза, огородных сорняков и прочей органики. А каким бы это было удобрением, если бы люди не ленились закладывать компостные ямы и кучи! К слову, это подвигло меня на создание так называемых «высоких гряд» на собственном поле, чем я сейчас с достаточным успехом продолжаю заниматься, - рассказал общественник.
В общем, работа неравнодушных жителей по устранению свалок началась ещё задолго до правительственных указаний. Но, по словам Юрия Зверева, даже «приказ сверху» не стал панацеей от мусорного коллапса.
- К сожалению, появление региональных операторов не стало панацеей и масштабы экологического бедствия были недооценены, но радует то, что первые шаги к пониманию серьезности задачи сделаны. «Эко-Альянс» делает свою работу, но возможностей у этой компании явно недостаточно. Чтобы уменьшить эту огромную нагрузку на бюджет, необходимо здесь и сейчас проводить работу с населением. Судя по появлению у нас сообщества «Чистая Тунка», возглавляемого неутомимой Натальей Санжеевой, большинство людей в серьезности задачи убеждать уже не надо. Люди готовы к раздельному сбору мусора, но для этого необходимо создать четкие и всем понятные правила игры. Когда человек будет уверен, что пластиковую или стеклянную бутылку, которую он положил в контейнер, отправят на переработку, а не зароют на полигоне в Талом, он определенно это сделает, - считает активист.
А что ж поделать?
В итоге удивление вызывает то, что весь мир движется вперед, а мы десятилетиями кружим вокруг гор мусора в природоохранных зонах и не знаем, что с ним делать.
Возникает логичный вопрос: о каком развитии туризма может идти речь, если вместо природных красот и свежего воздуха люди любуются свалками?
Да и, собственно говоря, бог с ними, с туристами. Они приедут пару раз, а жители, которые пьют воду, впитавшую в себя токсины, выращивают овощи на отравленной земле и дышат загрязненным воздухом, куда важнее.
И в целом какой смысл в защите Байкала, если не искоренена главная и основополагающая проблема – вывоз и безвредное для людей и атмосферы уничтожение отходов.
Проблема не новая. Каждый должен взять на себя долю ответственности. И тогда мусорный коллапс в Бурятии закончится и нам не придется краснеть ни перед федеральными властями, ни перед туристами, ни перед своими детьми.