Уже в середине сентября в республике вступает в силу новый закон для автономных котельных, уже подключённых к центральному теплоснабжению Бурятия стала первым российским регионом, где им законодательно ограничили использование твёрдого топлива. Речь, в частности, идёт о дровах, а также каменном и буром угле.
Как пояснили в Минприроды РБ, в предстоящий отопительный сезон – с 15 сентября по 15 мая – котельные, принадлежащие юрлицам и ИП, у которых есть техническая возможность, обязаны подключиться к центральному тепловому снабжению или же использовать экологические способы отопления.
- Это лишь одна из мер по решению проблемы атмосферного воздуха в Бурятии, – отметили в ведомстве.
О том, что жителям Бурятии хотят запретить экономить на отоплении, стало известно ещё той осенью. Председатель проектно-аналитического комитета городской администрации Вадим Имидеев сообщил в эфире программы «Мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» в Улан-Удэ, что в республике решили наложить табу на использование твёрдого топлива организациями и частными лицами, у которых есть подключение к центральному отоплению.
В качестве примера чиновник привёл предпринимателя из Улан-Удэ, который ради экономии топит свой магазин углём, перекрыв батареи.
- Мы считаем, что это неправильно. Никто не говорил, что экология – это дешёво, – цитировал его сайт БМК. – Тем, у кого нет подключения, конечно, нужен переходный период – необходимо учитывать и экономические интересы в каждом случае. С другой стороны, вот есть законопослушный гражданин, который платит за тепло, электричество, платит налоги и растит детей, а дети болеют, потому что у кого-то другого своя какая-то история... Это тоже можно понять.
Подобный запрет, кстати, действует в некоторых западных странах.
- Иначе у нас никогда не дойдёт до развития технологий (внедрения альтернативных, экологически чистых способов отопления – прим. БМК). Если мы хотим переломить ситуацию и заботиться о здоровье будущих поколений, то нужно делать это сейчас, но в комплексе – с предоставлением каких-то льгот и ужесточением фильтрации по теплогенерации. Этим мы и занимаемся, – добавил Имидеев.
Плата за дым
Проблема чистоты воздуха в Улан-Удэ каждый год встаёт ребром с наступлением холодов. Соцсети буквально пестрят жалобами на удушливый смог, окутавший город. Кто-то, по традиции, грешит на частные дома, кто-то – на ТЭЦ, кто-то – на местные предприятия.
Сегодня углём и дровами в бурятской столице отапливается несколько десятков тысяч домов. При их горении образуются канцерогены. Поскольку город расположен в Иволгино-Удинской межгорной впадине, циркуляция воздуха затруднена. Из-за этих особенностей ландшафта вредные вещества скапливаются в приземном слое атмосферы, а при высокой влажности и вовсе образуется смог.
Кроме того, многие «частники» используют самодельные печи и котлы, которые не обеспечивают полное сгорание топлива из-за различных эксплуатационных ограничений. Это тоже не лучшим образом сказывается на состоянии воздуха. К примеру, использование угля приводит к выбросам серы и других токсичных загрязнителей. Даже при хорошем сгорании эти загрязняющие вещества не разрушаются. Они оказывают негативное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и способствуют развитию онкологических заболеваний.
То, что зимой Улан-Удэ затягивает удушливой пеленой от многочисленных печек и котлов, для властей, конечно же, не секрет. Чтобы уменьшить вред от использования угля, Минприроды Бурятии неоднократно призывало улан-удэнцев, проживающих в домах с печным отоплением, переходить на те же топливные гранулы, древесные брикеты (так называемые евродрова), газ или же вовсе на централизованное отопление. Но к такому бремени люди оказались не готовы.
Улан-удэнский смог – не такой знаменитый, как улан-баторский, который вывел столицу страны в мировые лидеры по загрязнённости, однако не менее опасный. Тем не менее, в Монголии проблему давно решают на законодательном уровне. В Бурятии же пока только собираются и то – порой залезая в карманы населения.
Так, прошлым летом в качестве выхода из ситуации ТГК-14 предложила брать плату с жителей частного сектора. Там считают, что нужно ввести налог за выбросы для частных котлов и домов с печным и твёрдотопливным отоплением. Однако глава Бурятии Алексей Цыденов придерживается другой позиции.
- Прежде, чем вносить какие-то требования, нужно сначала дать альтернативу. Когда мы дадим экономически доступную и экологически чистую альтернативу, тогда, наверное, и будем требовать перехода на экологически чистый вид топлива. Но до этого никаких требований не будет, – заявил ранее руководитель республики.