Новая проза
4024

Новая проза. Аршан

Игорь пригнал домой новенькие «Жигули». Рад был безмерно. Как же! «Жигулёнок» последней модели – «Лада Калина-универсал»!

Исполнилась его заветная мечта – иметь своё авто. Вот оно, чудо отечественного автопрома у него дома! «Теперь в любое время можно поехать в райцентр за покупками. Летом, конечно, рванём  на Байкал. Отдохнём. Погреем свои косточки на кварцевом песочке», – размышлял хозяин, с любовью протирая машину специально купленной салфеткой.  

От автосервиса до посёлка расстояние немалое, но ехал он по федеральной трассе. Дорога хорошая. Погода  отличная.  Машина совсем не запылилась и сияла свежей краской, словно только что вышла с конвейера автозавода. Игорь, блаженствуя, натирал свое авто цвета серый базальт и не спешил загонять в гараж. Решил: пусть соседи полюбуются.    

Первым заметил покупку сосед напротив – Дугар. Они были друзья с детства, учились в одном классе. И вот так распорядилась судьба: живут рядом и даже работают в одной бригаде лесозаготовителей, но каждый живёт по-своему, повинуясь вековым традициям своих предков. У Игоря добротный дом с большим земельным участком, на котором он взрастил сибирский сад.  В нем красовались желтая полукультурка, розовая ранетка, кусты ирги, облепихи, смородины, крыжовника и целая плантация малины. За садом  Игорь  ухаживал с любовью, следил в прессе за новинками. Недавно выписал по почте стелющиеся яблони, карликовую сливу и войлочную вишню. Хотя саженцы еще небольшие, но они хорошо прижились. Ими очень гордился хозяин и при случае показывал друзьям. Жена к саду  отношения не имела, её дело – законсервировать урожай. Из живности  Игорь держал только собаку и сиамскую кошку, да и то только потому, что их захотела единственная дочурка.    

Дугар обзавёлся большим хозяйством. Имел двух дойных коров, три головы молодняка и небольшое  стадо овец. Жена управлялась с хозяйством да с детьми. Их было четверо. Старшие уже стали помощниками  матери.

Дугар, не говоря ни слова, обошел вокруг машины, внимательно её оглядывая. Заглянув в салон, спросил: 

– Скоко стоит? 

– Триста пятьдесят тысяч.

– За таки деньги мог бы иномарку взять, –  буркнул Дугар.

– Зачем она мне? У неё посадка низкая – будешь днищем землю цеплять. Для наших дорог нужна наша машина. На этой поедешь хоть куда. 

– Поехали в Тэрэпхэн  к моей тётке, – тут же предложил Дугар, – она мне поросят обещала. Молока у меня много. Пусть растут. Мясо свиное мягкое, жирное. Тебе поросёнка дам.

– Зачем мне твой поросёнок? Разве что на бензин продать. Ну, поедем. 

***

Ранним воскресным утром друзья поехали в Тэрэпхэн, планируя вернуться домой к обеду. 

Игорь был в веселом  расположении духа, смеясь, говорил: 

– Это, брат, плевое дело для новенькой машины – семьдесят километров дороги, больше половины которой асфальт. Мы мигом слетаем. А ты зачем сумку пустых бутылок взял? 

– Воды надо набрать. Аршан течет возле дороги. Вода там хороша, от многих болезней.

Дугар вольготно развалился на мягком сиденье, прищурив глаза, разглядывал салон  автомобиля.  

– Хороша машина. С прежними «Жигулями» не сравнить: удобная и вид как у иномарки.

Довольный похвалой друга, водитель поддал газу. «Лада» резво побежала по асфальту, обгоняя попутные автомобили.

– Машина – зверь! – умилялся Игорь, поглаживая рукой руль.

– А бензина много жрёт? – поинтересовался Дугар.

– Нет. Всего семь литров на сто километров пути.

– Хороша машина, – снова похвалил друг.

Слева от дороги показался дощатый грибок беседки. Дугар велел свернуть к нему. Рядом с беседкой росла молоденькая берёзка, из-под корней которой бил родник.

Чья-то заботливая рука огородила святой источник невысоким штакетным забором и сделала деревянный желобок для хрустально чистой воды. К штакетнику было привязано  множество разноцветных ленточек в дар хозяину воды. Дугар тоже привязал  атласную ленточку и стал набирать аршан в пластиковые бутылки. Игорь, попив воды, отошёл в сторону, прислушиваясь  к веселому журчанию родника. Он с интересом рассматривал необычно украшенный штакетный  забор. Подойдя ближе к истоку, заметил, что всё дно ручейка усыпано монетами. Пригляделся: мелочь была разного номинала. Среди них было много десяти- и пятирублёвых монет. 

Долго не думая, Игорь запустил руку в воду и собрал их. Мокрые деньги завернул в тряпочку, положил в бардачок автомобиля.

Дугар набрал аршана, подошел к беседке, сел на скамейку, вынул из кармана лепёшку и целлофановый пакетик. Лепешку положил на столик, а пакетик стал мять руками. Игорь, сидя в машине, наблюдал за странным поведением друга. 

Возле беседки  появился  барсук. Он остановился в двух метрах от  Дугара, встал на задние лапки, осматриваясь вокруг.

– Иди, не бойся, – улыбался  Дугар, пряча пакет в карман. – На. Ешь.

Он разломал лепёшку небольшими кусочками и стал бросать барсуку. Зверёк подбегал,  брал их передними лапками и, засунув в рот, жевал. Потом снова вставал на задние лапки и водил мордочкой по сторонам, убеждаясь, что ему ничего не угрожает. Дугар положил оставшиеся кусочки лепешки на землю.

– Это тебе, а мы поехали.

Барсук тут же бросился к лепёшке и стал толкать кусочки в рот. Через минуту щёки  зверька стали похожи на  круглые шарики.

– Ты посмотри, совсем не боится, – поразился Игорь.

– А чего ему бояться… Он же понимает, что я его не обижу. Он давно тут живёт. На шум пакета выходит:  понимает, что в пакете еда. Хитрый он. 

–  Ну ты, Дугар, загнул! Что может смыслить эта козявка?

–  Откуда ты знаешь о его мыслях? – с серьёзным видом ответил Дугар. – Ты знаешь только о своих. Думаешь: больше его ростом, значит, умнее, лучше. Но на земле есть существа больше нас, например слоны или киты. По-твоему выходит, они умнее нас? Всевышний не обидел никого, он дал каждому живому существу столько ума, сколько ему нужно, чтобы  достойно пройти земной путь.  

Игорь обалдел. Он смотрел на друга широко раскрытыми глазами, словно видел его впервые.

– Да ты философ, Дугар! 

– Какой я философ? Я просто, как это ты сказал, козявочка в огромном круговороте бытия. Наша жизнь – это поток мыслей, чувств и действий, за них мы отвечаем. Они постоянно меняются. Мы не помним нашего начала и не ведаем, когда будет конец. Мы даже  не знаем,  что будет с нами через несколько минут. Только избранным людям, просветленным ламам, открывается эта завеса  Колеса Жизни. А мы простые смертные, наше дело – детей вскормить. 

Игорь был поражен умными речами друга. У него не нашлось нужных слов поддержать беседу.  Вот так Дугар! А ведь в школе на одни троечки учился.  Двух  слов  связать не мог. И ведь прав: человек многое забывает из своего прошлого и совсем не знает будущего. 

***

Игорь прокручивал в голове высказывания друга, глядел вперёд, на серую ленту, убегающую вдаль асфальта. На обочине дороги заметил белый автомобиль с синими полосками.

– О-о-о… гаишники!  Весь Улан-Удэ проехал, почти пятьсот километров по трассе отмахал,  никого не видел.  А тут стоят в чистом поле, – пробурчал он,  бросив взгляд на пассажира, скомандовал. – Дугар, пристегнись!

  Пробежал взглядом по приборам. Всё нормально: скорость небольшая, фары включены… а он крутит жезлом, недоумевал водитель, останавливаясь. Опустив боковое стекло, спросил:

– В чём дело, начальник? 

– Почему едете без света? 

– Как без света? – возмутился Игорь, показывая рукой на переключатель. – Вот ближний свет включен.

– Ваши документы. 

Игорь нехотя открыл противосолнечный щиток, достал прикреплённые к нему водительское удостоверение и справку о купле-продаже. Подал.

– Почему машина не зарегистрирована? Шестые сутки как купили. Пройдёмте для составления протокола.  

– Какой протокол? – взревел водитель. – По новому положению я должен в течение десяти дней поставить машину на учёт.

– Осведомлен, – усмехнулся инспектор. – А свет почему не включен?

Игорь раздраженно выскочил из машины, подбежав к капоту, замер: фары действительно не горели. 

– Начальник, я же не виноват, – оправдывался  водитель, – видно, в дороге лампочки перегорели. 

– Что, обе сразу? Пройдемте, гражданин.

– Граждани-и-ин! – зло передразнил Игорь. – Может, сразу наручники наденешь?

– Повозникай у меня! Пешком домой пойдешь, – пригрозил инспектор.  

Через полчаса Игорь вернулся  хмурый. Расстроился не из-за штрафа – огорчила машина. Совсем новая, а электропроводка уже отказала. Он завел машину и небрежно покрутил переключатель. Фары не горели.  Печально посмотрев на приборы, поехал. 

В Тэрэпхэне  долго не задержались. Тетки не было дома, уехала в город. Немного поговорили с дядей, забрали поросят и повернули обратно. Выехав из деревни, Игорь включил магнитолу. Салон заполнился бодрящими звуками шансона. Сначала было слышно недовольное хрюканье поросят, но, когда выехали на федеральную трассу, машина пошла мягко, поросята успокоились. Игорь прислушивался к словам новой песни. Дорога была прямая, как по линеечке, и проглядывалась далеко вперёд. Водитель расслабился, без всякого усилия держал руль. Вдруг послышалось шипение, руль потянуло налево, машина вмиг выскочила на встречную полосу. Игорь с трудом повернул машину на обочину дороги. Выйдя из машины, обозлился, пнул ногой спустившееся колесо.

– Ё… Новые шины –  и на тебе!

– А запаска-то есть? – перепугался Дугар.

– Есть, конечно, – расстроенный Игорь подошел к багажнику и с пристрастием дернул дверцу. 

Оторванная пластиковая накладка багажника осталась у него в руках. Водитель пришел в состояние лютой ярости и начал ругать самыми последними словами русский автопром. Ухватив запасное колесо, он нечаянно стукнул деревянный ящик, в котором спокойно спали розовые поросята. Испугавшись удара, один поросёнок, дико взвизгнув, подпрыгнул выше кромки ящика и бросился из машины в чистое поле. Ошеломленный прыткостью животного, Игорь  бросил колесо и пустился бежать вслед за поросенком. Дугар стрелой вылетел из машины, предусмотрительно захлопнув багажник, поспешил на помощь другу. Маленький  шустрый  поросенок ловко уходил от преследователей. Он с легкостью нарезал круги по полю и близко мужчин к себе не подпускал. Проезжие  машины притормаживали, водители с интересом  глазели на здоровенных мужиков, рассекавших чистое поле. Поняв, в чем дело, звонко сигналили в знак поддержки, чем еще больше усугубляли обстановку: перепуганный поросенок опрометью бросался  в другую сторону, а мужики – следом за ним. Гонялись за животинкой минут сорок.  Изрядно устали и, потеряв всякую надежду поймать беглеца, остановились. Закурив сигареты, приняли решение бросить поросенка и идти менять колесо. А он, словно почуяв свою неминуемую гибель, неожиданно подошел к мужчинам и остановился, сверкая черными бусинами глаз. Смекалистый Дугар осторожно, не делая резких движений, чтобы его не спугнуть, снял с себя куртку и набросил на поросенка. Тот не успел и хрюкнуть, как был пойман.  

Мужики  заменили колесо, поехали дальше. Игорь был зол, изрыгал всякие ругательства в адрес изготовителей «Лады».  

– На первых километрах потребовался ремонт. Вот халтурщики! Правильно мне мужики сказали в автосервисе: гоняй в первый месяц машину в хвост и в гриву. Если что-то не так, она покажет. 

– А гарантия  какая есть? – спросил  Дугар.

– Есть, только  снова надо гнать машину в Улан-Удэ.  

– Да, правильно  в народе говорят: хочешь веселой жизни – покупай «АвтоВАЗ», –  засмеялся Дугар, потягивая воду из бутылки.

Игорь недовольно сверкнул глазами. 

– Дай-ка мне воды,  все горло пересохло. Стаканчик в бардачке лежит.

Дугар открыл бардачок и начал шарить рукой. На колени ему посыпались монеты. Он быстро стал их собирать. 

– Пошто деньги мокрые?

– Ты посмотри, ещё не высохли, –  ответил Игорь  полушутя-полусерьёзно.

Дугар замер с монетами в руках. Окинув друга свинцовым взглядом, спросил:

– Зачем у аршана деньги взял? Ты чё, с голоду сдыхал?  

– Валялись – я и взял. Чего тут такого… – беспечно отмахнулся Игорь.

– Ты не понимаешь? Ты обидел хозяина воды – он тебя накажет.

– Да брось ты! Веришь во всякие сказки. 

Дугар стрельнул недовольным взглядом в друга, ничего не ответил. Он закрыл бардачок, поставив бутылку с водой между ног, сложил перед собой руки лодочкой и стал что-то тихо шептать. Игорь  посмотрел на него, усмехнулся, как ему казалось, нелепому поведению друга.

– Недалеко от Бады дуган открыли. Нам по пути, заехать надо, – произнес Дугар, не глядя на друга.

– Чё мы будем время терять, и так целый день едем, – рассердился Игорь. – Противно смотреть на твои причуды. Вроде умный человек, а мелешь какую-то чушь.

– Можем совсем не доехать, – настаивал Дугар, – виноваты мы. К ламе надо ехать.  Пошто я тебя на аршан позвал? 

–  Ха-ха, – рассмеялся Игорь, качая головой.

Дугар обиделся, отвернул лицо к боковому стеклу. Между друзьями мгновенно выросла глухая стена несогласия. У каждого была своя правда, и каждый верил в нее. Гнетущая тяжесть молчания заполнила салон. Автомобиль, мерно гудя, с легкостью преодолевая километр за километром, проскочил поселок Бада. Вдруг послышался непривычный рокот мотора. В салоне  появилась вибрация: задергался рычаг коробки передач, ходуном заходил руль. Водитель в страхе вцепился в него, пытаясь утихомирить машину, сбросил газ, притормаживая. Но вибрация продолжалась, дрожали даже ноги. Игорь остановил машину. Его руки от волнения затряслись, как у алкоголика.

– Ничего себе! На хрена я взял это корыто! Новая! Вот те но-о-вая! Выходит, уже и мотор барахлит.

– Не расстраивайся ты так, – утешал Дугар, – гарантия же есть, бесплатно наладят.

– Дай воды, – попросил Игорь.  

– Поехали к ламе. Вон дуган на косогоре стоит, – показал Дугар пальцем, подавая воду. – Сам видишь, что до дому не доедем. Поросята целый день не кормлены – сдохнут ведь.  Поехали.

Игорь попил воды, наклонив голову, посмотрел в сторону леса, куда Дугар показывал пальцем. Завел машину.   

– Черт с тобой. Поехали, не отвяжешься от тебя, буддист. Только я, христианин, что там буду делать? Погонят меня оттуда.  

–  Никто тебя не погонит. Бог един, и не имеет значения, какой он веры. Каждый верующий человек имеет право обратиться к  Будде и попросить о помощи. Перед  Всевышним все равны. Он укажет нам путь на добрые дела и самосовершенствование, – уверял  Дугар.  

***

Небольшое деревянное здание дугана сияло свежестью ярких красок и белизной пластиковых окон. На террасе с ярко-зелеными полами, облокотившись на резные перила, стоял смуглый, бритоголовый мужчина в  красной одежде. Он радушно встретил прихожан, приветливо ответил на поклон Дугара. Но когда тот протянул ему в тряпочке монеты и объяснил на бурятском, откуда они, лицо ламы сделалось серьезным. Он что-то ответил, но Игорь ничего не понял. Лама  вошел в дуган, следом направился Дугар, пригласив  друга:  

– Пошли. Лама обряд очищения проводить будет.

Игорь впервые в жизни оказался в святом месте буддистов. Все для него было непривычно. Он стоял возле двери, а Дугар, молитвенно сложив руки,  ходил по кругу,  кланяясь статуе Будды и портрету Далай-ламы, перед которыми мерцали лампады. Лама сел за небольшой столик с диковинными и непонятными для Игоря атрибутами. Он положил перед собой молитвенные книги и начал начитывать, переходя на горловое пение, временами переворачивая листы. Друзья сели на скамейку. Дугар, сложив перед собой руки лодочкой, ритмично покачивался в такт пению ламы. 

Игорь чувствовал  себя виноватым, сидел, не шелохнувшись, прислушиваясь к непонятным словам молитвы. К концу обряда расслабился, с интересом наблюдал, как лама воскуривает какие-то травы, бросает по сторонам щепотками зерно. Взгляд Игоря  начал блуждать по незнакомому строению, остановился на резном красиво раскрашенном балдахине, обрамляющем статую Будды. Обратил внимание на раскрашенный квадратиками потолок, с которых свисали небольшие красные ленточки. Все играло яркими красками и приятно было глазу. Сразу было видно, что люди строили дацан с большой любовью и огромным желанием. Даже  кирпичная печка, стоявшая в правом углу, была так мастерски отштукатурена и окрашена, словно сделана из белого гладкого мрамора.

Закончив обряд, лама дал Игорю крохотный матерчатый квадратик – хитросплетение разноцветных ниток, велев его повесить в машине.

Как только тронулись в путь, Дугар тут же вспомнил:

– Где оберег? Давай его сюда.

Он привязал за ниточку квадратик к внутреннему зеркальцу возле лобового стекла.

– Вот, пусть тут висит. Теперь все будет хорошо, – уверенно произнес Дугар.

Игорь у многих водителей видел такие обереги, поэтому отнесся к этому спокойно. 

–  Пусть висит. Есть-пить не просит. 

– Пошто ты такой упрямый? Вот увидишь, теперь все будет хорошо, – сказал примирительно Дугар, – ведь  у нас приключения начались после того, как  хозяина воды обидели.

Игорь смолчал, дабы не обидеть снова друга, но в душе подсмеивался над наивностью Дугара.  Он переживал за свою «Ладу», которая за одну поездку выкинула ему столько сюрпризов.   Оставшуюся часть пути друзья проехали благополучно. Они рассуждали о сложности земной жизни и сошлись на том, что действительно человек не в состоянии своим несовершенным разумом понять всю мудрость великого Мироздания. Многое для него непостижимо и непонятно.

***

Для Игоря действительно все сложилось удачно. Большого ремонта машине не потребовалось, в автосервисе махом сменили только накладку багажника да рычажок переключателя фар. Перебои двигателя оказались из-за некачественного бензина. «Лада» весело забегала по дорогам, как и положено новенькому автомобилю. Игорь сам, не замечая того, пересмотрел свои убеждения, уже больше не подсмеивался над другом. Он даже купил эмалевую краску, поехал на аршан и раскрасил разными цветами беседку, чтобы радовала глаз проезжему путнику.

Автор рассказа «Аршан», занявшего первое место в номинации «Приключенческий (юмористический, авантюрный)», – Зинаида Лобачева из Забайкальского края. Проживает в селе Хушенга Хилокского района. Член Союза писателей России, автор книг – сборников рассказов и повестей «Людские  судьбы», «Жизнь без прикрас», «Первопроходцы», «Стержень силы», «Шумели сосны над Хилком». Зинаида Лобачева является дипломантом международного конкурса малой прозы «Белая скрижаль – 2011», лауреатом конкурса «Новая литература  Забайкалья – 2015» и многих других. Но самой дорогой и значимой для автора является медаль им. В. М. Шукшина, врученная ей Союзом писателей России в 2020 году.«Сюжеты  для своих рассказов я беру из  жизни нашего времени. Пишу на основе  реальных событий и собственных ощущений, – рассказала Зинаида Ивановна. – О литературном конкурсе «Новая проза» узнала на сайте Министерства культуры Забайкальского края». В творческих планах забайкальского прозаика – дописать  повесть и найти средства на ее издание.

Автор: Зинаида Лобачева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях