В России обновили список населённых пунктов с самым грязным воздухом. Его обнародовало Минприроды РФ. В перечень попали шесть городов, расположенных в соседней Иркутской области (Вихоревка, Зима, Свирск, Усолье-Сибирское, Черемхово и Шелехов) и три – в Красноярском крае (Канск, Минусинск и Норильск).
Среди «новичков» – Канск и Вихоревка, говорится в опубликованном ведомством проекте государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды РФ». В перечне также значатся кабанский посёлок Селенгинск, Улан-Удэ, столицы Тувы – Кызыл, Забайкалья – Чита и Сахалина – Южно-Сахалинск.
Вихоревка оказалась в антирейтинге после того, как там начались измерения содержания бензопиренов в воздухе. А в Канске минувшей зимой на 40% увеличились выбросы твёрдых веществ и оксида углерода.
- По данным сети наблюдений, самым грязным по-прежнему остаётся воздух в Норильске. Учёные оценили выпадения серы с осадками с установленными значениями критической нагрузки на окружающую среду. Влажные выпадения сульфитной серы в городе превысили критическое значение в два раза, – отмечает РИА Новости.
В Улан-Удэ, Селенгинске и Южно-Сахалинске оказались превышены среднегодовые концентрации пяти, а в Черемхово, Чите и Шелехове – трёх загрязняющих веществ.
- Во всех городах приоритетного списка вклад в очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха внёс бензапирен, в наибольших количествах поступающий в воздух из-за сжигания твёрдого топлива, – пишет издание.
Плата за дым
Проблема чистоты воздуха в Улан-Удэ встаёт ребром с наступлением холодов каждый год. Кто-то, по традиции, грешит на частные дома, кто-то – на ТЭЦ, кто-то – на местные предприятия. Сегодня углём и дровами в бурятской столице отапливается несколько десятков тысяч домов. При их горении образуются канцерогены. Поскольку город расположен в Иволгино-Удинской межгорной впадине, циркуляция воздуха затруднена. Из-за этих особенностей ландшафта вредные вещества скапливаются в приземном слое атмосферы, а при высокой влажности и вовсе образуется смог.
Кроме того, многие «частники» используют самодельные печи и котлы, которые не обеспечивают полное сгорание топлива из-за различных эксплуатационных ограничений. Это тоже не лучшим образом сказывается на состоянии воздуха. К примеру, использование угля приводит к выбросам серы и других токсичных загрязнителей. Даже при хорошем сгорании эти загрязняющие вещества не разрушаются. Они оказывают негативное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и способствуют развитию онкологических заболеваний.
То, что зимой Улан-Удэ затягивает удушливой пеленой от многочисленных печек и котлов, для властей, конечно же, не секрет. Чтобы уменьшить вред от использования угля, Минприроды Бурятии неоднократно призывало улан-удэнцев, проживающих в домах с печным отоплением, переходить на те же топливные гранулы, древесные брикеты (так называемые евродрова), газ или же вовсе на централизованное отопление. Но к такому бремени люди оказались не готовы.
Улан-удэнский смог – не такой знаменитый, как улан-баторский, который вывел столицу страны в мировые лидеры по загрязнённости, однако не менее опасный. Тем не менее, в Монголии проблему давно решили на законодательном уровне. В Бурятии же пока только собираются и то залезая порой в карманы населения. Так, летом 2020-го в качестве выхода из ситуации ТГК-14 предложила брать плату с жителей частного сектора. Там считают, что нужно ввести налог за выбросы для частных котлов и домов с печным и твёрдотопливным отоплением. Однако глава Бурятии придерживается другой позиции.
- Прежде, чем вносить какие-то требования, нужно сначала дать альтернативу. Когда мы дадим экономически доступную и экологически чистую альтернативу, тогда, наверное, и будем вносить требования о переходе на экологически чистый вид топлива. Но до этого никаких требований не будет, – заявил ранее Алексей Цыденов.