Великая Отечественная война
11628

Житель Бурятии, занимающийся поиском пропавших на войне солдат, нашёл ещё 66 захоронений земляков

А через несколько дней он вновь отправляется в путь по «Дороге памяти и поиска»

Фото: личный архив Б. Цырендашиева

Весной мы рассказывали историю о нашем земляке Баире Батодалаевиче Цырендашиеве, который ездил на запад России для участия в поисковых работах и сумел установить места захоронения более 700 солдат из Бурятии, пропавших без вести в годы войны. Там он поставил памятную плиту своему деду, а также ещё трём землякам из Мухоршибирского района. 

В мае Баир Батодалаевич вновь отправился в Новгородскую область, установил там ещё 12 мемориальных плит, таким образом, увековечив имена ещё 66 воинов из Бурятии, пропавших без вести. 

Десять плит в десяти деревнях

Началась эта история с поисков родного дедушки. Баир Батодалаевич узнал, что его дед – снайпер Цырендаши Доржиев – похоронен в деревне Мануйлово Ленинградской области. Там он и установил мемориальную плиту своему предку. 

Затем по Книгам Памяти ему удалось узнать, где похоронено ещё 714 солдат из Бурятии, считавшихся пропавшими без вести. Троим из них Баир Батодалаевич поставил памятные плиты на новгородской земле. 

20 апреля мужчина вновь отправился в поездку в Новгородскую область. На этот раз на собственном автомобиле, наняв себе в помощь второго водителя. Его инкассаторский «Форд Транзит» на дороге очень приметен: наклейки по бортам «Дорога памяти и поиска», «1945–2021», карта боевых действий, георгиевская лента и красная звезда сразу говорят о том, что на этой машине едет человек с почётной миссией. 

Начал же её Баир Батодалаевич от памятника деду в улусе Хошун-Узур Мухоршибирского района. Там её и завершил 15 мая, вернувшись с фронтовым карабином, найденным в ходе раскопок.

Главным результатом этой поездки стало установление мест захоронения ещё 66 бурятских солдат. В десяти разных деревнях на десяти братских могилах Баир Цырендашиев поставил десять мемориальных плит, на которые нанёс имена 65 земляков, павших на фронте. Ещё одному установил плиту отдельно. Все имена и места братского захоронения мужчина отыскал всё так же по Книгам Памяти, составив в своём блокноте чёткий список, кто из какого района Бурятии в какой деревне погребён. 

- Поставил отдельную плиту однополчанину своего деда Гомбожапу Будаевичу Чагдурову из Кяхтинского района, похороненному в Мануйлово. Я его долго искал, это очень важно было для меня. Родственников его нашёл, - рассказывает Баир Батодалаевич - Десять плит поставил у братских захоронений солдат, на которых 65 имён воинов из Бурятии. Сделал плиты так, чтобы можно было их в любое время снять, увезти и дополнить список, если кто-то найдётся здесь ещё. Допустим, в селе Муры памятник 12 солдатам установил, а в Мухоршибирском районе вышла Книга Памяти, и добавилось ещё одно имя бойца, похороненного здесь. 

На братскую могилу бурятских солдат в село Васильевщина Новгородской области он свозил местного в тех краях ламу, который прочитал у захоронения молитву. 

«Говорят, что мои данные неверные»

С 28 апреля по 6 мая наш земляк принимал участие в раскопках среди свыше пятнадцати поисковых отрядов. Параллельно с этим заказывал мемориальные плиты, ездил по деревням и устанавливал их. За всю миссию Баир Батодалаевич проехал 16 тысяч километров. 

- В братских могилах по две-три тысячи солдат похоронено, а я выписываю только тех, кто из Бурятии. К примеру, в селе Рамушево у меня выписано четыре человека, а мне там говорят, что мои данные неверные, из Бурятии там намного больше похоронено, - говорит внук советского снайпера. 

Некоторые братские могилы расположены в давно забытых местах – за сто-двести километров в лесу, среди болот, куда добраться можно только на вездеходах. Например, специальный болотоход в этих краях можно нанять за восемь тысяч рублей. Но эти деньги ничто по сравнению с результатом проделанной работы. 

- Там в каждой деревне из каждого района Бурятии по восемь-двенадцать человек в братских захоронениях. Я не знаю ни их, ни их родственников. Но их же не вычеркнешь из списка. Просто рука не поднимается. Плиты ставим всем, - сообщает Баир Цырендашиев. 

Кстати, все процедуры по поиску без вести пропавших обязательно требуется проводить с согласия военного комиссариата. Баир Батодалаевич пишет заявление на имя полковника с просьбой рассмотреть вопрос о поиске солдат-земляков из Бурят-Монгольской АССР и прилагает список. Прежде чем устанавливать плиты, приходится решать некоторые вопросы и в местных администрациях. Обычно никто не препятствует, но всё же некоторые недопонимания возникают. 

- Из Хоринского района по списку без вести пропавшими у меня записаны 36 человек, пятеро из них похоронены в городе Валдае. Приезжаю я в Валдай ночью, утром прихожу в администрацию, там спрашивают, где моё приглашение, направление, разрешение на участие в поисковых операциях, справка с санэпидемстанции. Я им объясняю, так и так, мол, земляки мои здесь похоронены. Они берут у меня список, смотрят и отвечают – ваших здесь нет. Но ведь по Книгам Памяти они похоронены здесь. Ну, пообещали позже дать ответ, - с надеждой говорит внук снайпера. - Также я три года искал в Курске Дугаржапова. Звонил туда, а мне ответили, что у них на букву «Д» только Дуров и Дёмин, а больше никого нет. Приглашают приехать и решать всё на месте. Вот и представьте, родственники 75 лет ничего не знали об отцах и дедах. Бабушка 94-летняя или внук погибшего ждут ответа. А как я им скажу: вашего деда нету? А куда он делся? В плен сдался или растворился? Так ведь тоже не бывает. 

Снова в путь

22 сентября Баир Батодалаевич вновь отправляется в Новгородскую и Ленинградскую области и постарается завершить там поисковую работу. По плану предстоит посетить примерно 34 села. Но и на этом почётная миссия внука прославленного снайпера не завершается. Далее он планирует поехать в Тверь, Калугу, Тулу, Курск, Белгород и продолжить поиски. 

- Надо полагать, что, по последним данным, там погибло 42 275 человек из Бурятии. Они никуда не делись. 16 с лишним тысяч солдат пропало без вести, около 4 тысяч погибло и умерло в госпиталях. Что значит пропал без вести? К примеру, полк из 600 солдат пошёл в атаку, 100 из них вернулось, 300 – погибло, а остальные пропали без вести. Это значит, что они на этом поле упали. Их санитары находили, чью-то личность установили, кого-то установить было невозможно, - объясняет мужчина. 

После выхода предыдущей статьи про Баира Батодалаевича в нашей газете и на сайте к нему стали обращаться люди – звонили, предлагали помощь. Звонки поступали даже от уроженцев Бурятии из Австралии и США. 

Сам же Баир Цырендашиев посетил администрации Кяхтинского, Бичурского, Закаменского, Джидинского, Селенгинского, Мухоршибирского и Тункинского районов, где рассказывал о своей проделанной работе. Однако все его визиты к чиновникам особой роли не сыграли. 

- Я знаю родственников некоторых солдат, похороненных на новгородской земле. И я не говорю им – дайте мне денег и я поеду, установлю плиту вашему деду. Я ещё как-то кручусь-верчусь, бизнесом занимаюсь, деньги зарабатываю, а у них пенсия по восемь тысяч. Я не могу с них деньги брать. Поэтому было бы хорошо, если бы администрации районов как-то помогли. Я на этом деньги никак не делаю – мне бы дорогу оправдать, гостиницу и питание. Если есть желающие поехать со мной – пожалуйста, - отмечает наш земляк. - Сейчас мне дали список из ста человек, которые нигде не зарегистрированы. В одном урочище, куда тяжело добраться, три тысячи человек лежат, потому что известно, что дивизия туда ушла и никто не вернулся. Поэтому я должен туда отправиться. 

«Настоящий патриот»

Перед поездкой финансовую помощь герою нашей публикации оказал руководитель группы компаний «Титан» Вадим Бредний. 

Вадим Бредний, руководитель ГК «Титан»: 

- Весной этого года познакомился с Баиром Батодалаевичем Цырендашиевым. Настоящий патриот, увековечивает память о воинах Бурятии, погибших в боях на Западном и Ленинградском фронтах. Начав с поиска места захоронения своего деда, Баир Батодалаевич ежегодно выезжает на места сражений в Ленинградскую область. Скрупулезно ведет дневники, фотоотчеты своих экспедиций, увлеченный человек. И я с легким сердцем выделил средства на установку памятников воинам из Бурятии в Ленинградской области. Для меня священна память воинов, советского народа в Великой Отечественной войне. Мой дед Иван Петрович геройски воевал под Севастополем, после войны, несмотря на ранения, всю жизнь трудился в совхозе. На своем избирательном округе вместе с ветеранами установил памятник Герою Советского Союза Прокофию Сенчихину, в 75-летний юбилей Победы издали книгу о его боевом пути. Спасибо, Баир Батодалаевич, за память о воинах Бурятии! 

22 сентября Баир Батодалаевич отправляется в путь по «Дороге памяти и поиска». Для всех, кто готов поддержать нашего земляка в почётной миссии, публикуем его номер телефона, привязанный к мобильному банку: 89149507285. Получатель: Баир Батодалаевич Ц.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях