Мы проведали семью Найдановых, в которой шестеро детей лишились мамы и папы в недавней аварии в Амурской области. Их дядя Алексей на днях вернулся в Улан-Удэ с телами погибших и организовал их похороны. Мужчина рассказал нам о трагедии и своих планах в отношении племянников.
На пороге тесной однушки меня встречает улыбчивая светловолосая малышка. Неожиданно крепко обнимает за ноги и спрашивает моё имя. Сама представляется Нараной. По-бурятски – «солнце». Из кухни доносятся голоса её братьев и сестрёнки, они завтракают вместе с дядей.
- Старшая, Иринка, у сестры сегодня ночевала. Бабушка в поликлинику ушла, - говорит Алексей, приглашая меня в кухню.
Мужчина извиняется за небритость и уставший вид, затем по очереди знакомит меня с племянниками.
- Самая маленькая - это Туяша, ей два года, - указывает он на сидящую на детском стульчике кроху. – Потом идут Нарана с Максимом – им четыре, они двойняшки. Потом Женька, ему восемь, он учится в третьем классе. А это Серёга, ему четырнадцать. Старшей, Иришке, пятнадцать.
Обманули с маткапиталом
Серёжа, Ира и Женя - школьники, их младшие брат и сестрёнки ходят в садик. Сегодня они все будут дома, пока их дядя советуется с юристами и собирает документы на опекунство.
Алексей рассказывает о своём брате и их с женой непростой судьбе.
- Саша и Наташа сначала жили здесь, потом переехали в Агинское, откуда мы родом. Хотели там дом купить на материнский капитал. Но ничего у них не получилось, их там обманули, продали какой-то недострой. Потом он оказался в аресте. Смутная какая-то история, но я понял, что их обманули, - рассказывает Алексей.
Ничего не получив, молодые родители вернулись в Улан-Удэ. Мама Александра уступила большой семье свою однокомнатную квартиру, а сама арендовала другую.
- Мама наша раньше работала на фабрике верхнего трикотажа и от фабрики получила эту квартиру в 1992 году. Здесь наше детство и проходило, - говорит Алексей. – Саша с Наташей стоят в очереди на получение жилья, а она никуда не двигается. Так на одном месте и стоит два года уже.
«Мечтали построить большой дом»
Чета Найдановых растила детей в любви и старалась дать им всё необходимое. С работой Александру всё как-то не везло.
- Хорошая семья, - тяжело вздыхая, говорит Алексей. – Вместе они были пятнадцать лет. Саша занимался ремонтом компьютеров в Агинском, а когда сюда приехал, не мог устроиться. Поработал в «Стальмосте», тоже что-то с деньгами непонятное было – то ли платили, то ли нет, он не видел сильно зарплату. Наташа за детьми смотрела.
Раньше Наталья работала в пекарне. Там они с Александром и познакомились, когда он устроился туда водителем. Она занималась тестом, а он на москвиче-«каблучке» развозил готовые изделия по магазинам. Супруги мечтали построить большой дом для своей большой семьи.
Показывая их с братом семейный фотоальбом, Алексей старается держаться перед детьми:
- Это наши фото со школы, а это Саша в армии.
- Это папа, - говорит Женя, тыча пальчиком в снимок юноши в армейской форме. – А это мама, красавица, - рассматривает фото белокурой невесты.
Родные Александра не были против интернационального брака. Главное ведь, чтобы люди друг друга любили, говорит Алексей.
Тридцать квадратов на семерых
Полтора месяца назад сам Алексей стал папой. Вместе с малышом и женой они живут в Улан-Удэ. Он уверен, что сможет поднять на ноги всех племянников. Но, чтобы принять их в семью, нужно расширяться.
Алексей показывает мне комнату, в которой ещё недавно жили Найдановы с детьми.
- Здесь они и живут теперь с бабушкой, - говорит Алексей.
- И с мамой, папой, - добавляет Женя.
- Тут двухъярусная кровать, тут Сашина с Наташей, на кухне старый диван, - продолжает Алексей.
Только 19 сентября Александра и Наталью похоронили. После бессонных ночей Алексей почти без эмоций воссоздаёт прошедшие события: как узнал об аварии, как ехал за телами и как общался с выжившим водителем фуры.
- В воскресенье я приехал к детям, мяса привёз. Увидел, что мама очень нервничает, переживает. Сразу понял, что-то не то, - рассказывает мужчина. - Два дня Саша с Наташей на связь не выходят. Решил звонить, узнать, может, там ДТП какое было. Первым делом позвонил в Хабаровскую ГИБДД, и дежурный мне сообщил, что действительно была авария - «Тойота Приус» разбилась. Я понял, конечно, что это с нашими родными трагедия. Решил немедленно выезжать.
«Сердечно всех благодарю за помощь»
Алексей выехал в Шимановск вместе с другом детства своего брата. Одновременно заказал катафалк, на котором прибыли ещё двое его товарищей. В морге мужчина сразу узнал вещи брата и его жены, а потом опознал и тела. Они были изуродованы, так что друзей в морг не впустили, вспоминает Алексей.
- Как нам объяснил следователь, в тот день был проливной дождь. Саша с Наташей и водитель фуры ехали навстречу друг другу – обе машины с горок вниз съезжали, а там в ложбинке накопилась вода, образовалась лужа. Их вынесло на встречную. Водитель фуры остался жив. Конечно, он в шоке. Говорит, что всё за доли секунды произошло, он даже не понял ничего. Видел, как машину Саши и Наташи занесло прямо под него. Говорит, что до сих пор перед глазами у него эта авария, - вспоминает Алексей разговор с выжившим водителем.
Помощь неравнодушных людей, отозвавшихся на публикацию в «Информ Полисе», была своевременной и оперативной.
- Я очень благодарен всем читателям, оказавшим нам помощь, сердечно благодарю за проявленное внимание и поддержку! - обращается мужчина к нашим читателям. - Хотелось бы жить на земле, конечно, чтобы квартплату не платить – лучше эти деньги на детей потратить. Даже не знаю пока где, но желательно, чтобы детям поближе было к школе и садику. Чтобы инфраструктура была, транспорт. Неплохо было бы в сотых кварталах. В моих ближайших планах оформить опеку. Слышал, что дети могут получить компенсации по потере родителей, буду обращаться в соцзащиту.
Нечеловеческий поступок
Недавно, когда Алексей ещё был в дороге домой, к Найдановым приходили с соцзащиты, рассказывает он со слов старшей племянницы Иры.
- Начали стращать её, говорили ей, что она «родителей будет выбирать». Что за люди-то такие. Надо же время подбирать, - возмущается дядя детей.
А ещё, по словам Алексея, несмотря на ужасную трагедию, которая произошла с его родными, нашлись люди, «заработавшие» на горе семьи.
- Когда Саша и Наташа отправились за машиной, они взяли с собой 400 тысяч наличными, чтобы доплатить. А когда мне выдавали их вещи, найденные на месте аварии, вручили и деньги. Но только 134 тысячи. Куда делись остальные, неизвестно. Я был в таком подавленном состоянии, что просто принял и подписал. Не знаю, кто это мог быть, народу на месте ДТП было много, многие останавливались, водители других машин, полиция была. Конечно, не в деньгах дело, но поступок того, кто их взял, просто нечеловеческий, я считаю, - говорит Алексей.
Какой будет их жизнь, дети Натальи и Александра пока не знают. Как, впрочем, и сам дядя Лёша, собравшийся их растить. О том, что папы с мамой больше нет, знают только старшие дети, говорит Алексей.
- Они были на похоронах. Малыши в последнее время капризничают, спрашивают, где родители. Сегодня со мной неплохо вроде ночевали. Думаю, они ещё не понимают…
- Я уже понял, - тихо говорит восьмилетний Женя.
Семье помогут
Минсоцзащиты Бурятии обещает посодействовать со сбором всех необходимых документов для оформления опекунства или усыновления, пенсии по потере кормильца и всех полагающихся социальных выплат.
- В 2019 году, после рождения шестого ребенка, семья встала в очередь на получение жилья, номер очереди - 398, он сохраняется за семьей Найдановых. В ближайшее время семье будет оказана помощь и содействие, - сообщается в Instagram министерства.
Готовность помочь семье уже выразил глава Бурятии Алексей Цыденов. Он увидел обращение жителей в Instagram-аккаунте «Информ Полиса» и ответил им.
- Семье, безусловно, поможем. Квартиру семья получит, - прокомментировал он пост.
Один из интернет-пользователей в комментариях под той же публикацией отметил, что, по закону, теперь все шестеро детей должны получить квартиры.
- Тоже правильно, - ответил ему Цыденов.
Как поддержать Найдановых?
Мобильный банк (Сбербанк, Тинькофф): 89025336053 (получатель Алексей Германович Найданов)
Номер карты: 4276090018156265