В пятницу, 1 октября, министр культуры Бурятии Соелма Дагаева представила руководству и коллективу Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова нового художественного руководителя. Им стал выдающийся российский дирижер, пианист, композитор, концертмейстер, педагог, народный артист Бурятии, общественный деятель Владимир Алексеевич Рылов. Приказом Минкульта РБ художественный руководитель приступил к своим обязанностям с сегодняшнего дня.
Владимир Алексеевич также является заслуженным деятелем Всероссийского музыкального общества, членом Международной академии науки, образования, промышленности и искусства (Калифорния, США), почетным профессором Восточно-Сибирского государственного института культуры.
1 октября в театре оперы и балета состоялась встреча Владимира Рылова с журналистами. Со вступительным словом выступила министр культуры Бурятии Соелма Дагаева.
- Владимир Алексеевич не был у нас больше 20 лет. Этому мешали разные обстоятельства, в том числе и ковид. И вот сегодня, в День музыки, мы назначили нового художественного руководителя театра оперы и балета - Рылова Владимира Алексеевича, - сказала Соелма Дагаева. - Владимир Алексеевич имеет огромный опыт дирижёра, пианиста, общественного деятеля, композитора. Работал во многих театрах, во многих странах и городах России. В Бурятии Владимир Рылов работал в 80-е годы. И в те годы, когда он руководил Театром оперы и балета, у нас очень многие звёзды поднялись на федеральный уровень, и по всей стране стали говорить о Дугаржапе Дашиеве, Галине Шойдагбаевой и многих других наших артистах. Мы вели консультации с очень многими людьми, с теми, кто работал с Владимиром Алексеевичем и сейчас работает. Мне говорили, что Рылов Владимир Алексеевич - это дирижёр от бога и человек, который знает очень сложный организм оперного театра, ведь оперный театр - это очень разные составы коллектива - это и хор, и оркестр, и балет, и много других цехов. Сейчас во многих оперных академических театрах художественными руководителями становятся разные специалисты, а мы искали именно дирижёра, потому что дирижёр объединяет весь театр, все цеха и коллективы. Я короткое время пообщалась с Владимиром Алексеевичем и понимаю, что выбор очень правильный. Я понимаю, что человек знает все тонкости работы, как с балетом, так и с хором и солистами оперы.
Своими впечатлениями по поводу приглашения вновь в Бурятский театр оперы и балета, а также планами поделился и сам Владимир Алексеевич. Он отметил, что получил предложение занять пост художественного руководителя театра лично от главы республики Алексея Цыденова, на встречу с которым специально приехал из Санкт-Петербурга в Москву.
- Разговор был очень важным и коротким. Я подумал, зачем так долго это откладывать и сразу же согласился. От таких предложений отказываться нельзя, - сказал Владимир Алексеевич. - Для меня это огромная радость. На встрече с труппой я сказал, что чудес не бывает и все это знают, но, оказывается, они иногда случаются. Моё третье пришествие в Бурятский оперный театр - это чудо, на самом деле. Я не был в Улан-Удэ более 20 лет. Конечно, судьба за эти годы заносила меня в самые непредсказуемые обстоятельства. Мне приходилось поработать в оперных театрах, в симфонических оркестрах. Когда меня иногда тревожили звонками из Улан-Удэ и спрашивали: «Маэстро, не пора ли возвращаться?», я относился к этому с благодарностью. И вот, наконец, я обнаружил такие аргументы, против которых не мог возражать. Да, нужно ехать, решил я, подставить плечо и дать время зазвучать музыке театра в полную силу.
Владимир Рылов вспомнил, как занял этот пост впервые 35 лет назад. Тогда он работал в Кировском театре Ленинграда, и получил предложение от музыкальных деятелей Бурятии помочь с подготовкой празднования 50-летнего юбилея Бурятского театра оперы и балета.
- В то время здесь была настоящая кузница - спектакли «ковали» один за другим. И я остался здесь работать. Дирижёр - это человек, который не только объединяет театр по своей функции, но и человек, который должен знать балетную партитуру рисунка и порядка танца, также как должен знать партитуру оперных и симфонических спектаклей и концертов. Конечно, работы много. Афиша театра разнообразна, и это здорово. Есть и масса проблем, которые нужно решать - это и распределение работы артистов, и организация совместного творчества балета и оркестра, - отметил художественный руководитель. - Хотелось бы сделать театр таким, где артисты будут лететь в театр на крыльях и уходить из него с осознанием исполненного долга и желанием прийти вновь. Английский режиссёр Питер Брук сказал однажды, что режиссёр - это тот, кто создаёт атмосферу. То же самое можно сказать и о дирижёре. Это самое сложное из того, чем предстоит заняться - вызвать доверие людей, заставить поверить их в эту перспективу реализации наших планов.
Свое уважение в адрес Владимира Алексеевича, а также признательность правительству республики за принятое кадровое решения выразил композитор, заслуженный деятель искусств России и Бурятии, профессор Виктор Усович.
- Он принадлежит к старшей плеяде российских музыкантов. Его имя можно сопоставить с именем Валерия Гергиева, Владислава Чернышенко, Юрия Темирканова. Это те мастера, которые во все времена, во всех странах и народах котируются очень высоко. Владимир Алексеевич имеет блестящее музыкальное образование. Он учился с юных лет в Санкт-Петербургской городской капелле им. Глинки. Затем сотрудничал с многими театрами, с многими симфоническими оркестрами нашей страны и зарубежья. Он любит бывать в Китае, любит выступать в Испании, он бывает во всех европейских странах. И я считаю, что вот такая счастливая судьба свела его с Бурятией. Он работал художественным руководителем и главным дирижером нашего театра оперы и балета в 80-е годы и сделал очень многое. Вот, например, все лучшие работы, которые ставились в нашем театре - они были сделаны вместе с ним. Он очень хороший организатор, он может увлечь за собой коллектив. Для него нет людей второстепенных. Всех он уважает, всем помогает найти себя в искусстве. Я сразу почувствовал в нем очень хорошего человека, доброго, отзывчивого, широкой души. И с первого же концерта мы стали дружны. Я помню, что он очень хорошо сотрудничал с нашим балетмейстером Игнатьевым Олегом Вячеславовичем. Вместе они ставили много балетов. Владимир Алексеевич однажды выступил не только дирижером, но и участником спектакля балета «Ренессанс». Он очень долго и плодотворно сотрудничал с Дугаржапом Дашиевым. Они делали сольные программы, они вместе ставили оперные спектакли. Но и, конечно, Галина Шойдагбаева тоже благодарна ему многими уроками, открытиями. Рылов вместе с Шойдагбаевой записали памятный диск - один из первых в нашей республике. Это был диск, где Галя пела песни Анатолия Андреева. Это было что-то незабываемое! Каждую песню оркестр встречал овациями. Именно благодаря Владимиру Алексеевичу состоялась премьера моей оперы «Ночь умирает с рассветом». Он поверил в это сочинение и они с Борисом Анатольевичем Кимом очень много работали над этим произведением. Оно удалось и было показано на гастролях. И во многом успех этих гастролей был обеспечен именно показом этой оперы. После спектакля нас лично поздравлял Тихон Николаевич Хренников, председатель Союза композиторов СССР. Это авторитетнейший музыкант. Владимир Алексеевич также поставил мою монооперу «Скандал в прицепном вагоне». Был такой певец Гриша Бадагаев, баритон-бас. Блестяще исполнял эту оперу. Очень много новых спектаклей, которые поставил Рылов, они долгое время шли на сцене нашего театра. Потом он уехал от нас. Но хочу подчеркнуть, что он все равно скучал по Бурятии и надеялся сюда вернуться. Я считаю, что руководство республики приняло очень правильное решение, это очень ответственное решение с далеко идущими последствиями. И это произошло в преддверии предстоящего празднования Республики Бурятия. Именно Владимир Алексеевич способен поднять театр до таких уровней, когда он может показать свой репертуар на сцене любого театра страны. Ну и, конечно, будут концерты, потому что Рылов - это блестящий симфонический дирижер, - сказал Виктор Алексеевич.
Справка
Владимир Алексеевич Рылов родился 29 августа 1947 года. Окончил Хоровое училище при Ленинградской академической капелле имени М.И. Глинки и Ленинградскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова, где обучался по специальностям «Хоровое дирижирование» и «Симфоническое дирижирование» (1975 г.). После прохождения срочной службы в Ансамбле песни и пляски Ленинградского военного округа в качестве дирижера-хормейстера был художественным руководителем и главным дирижером Русского народного оркестра имени В.В. Андреева, а по окончании консерватории – главным дирижером Ленинградского театра музыкальной комедии (1973-1980г.г., в 1993-1995 годах осуществлял художественное руководство театром). В 1980 - 1984 г.г. – главный дирижер Пермского академического театра оперы и балета. С 1986 по 1989 г.г. возглавлял Бурятский государственный академический театр оперы и балета. В 1989–1991 г.г. – главный дирижер Государственного академического театра классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва (Москва). В начале 90-х годов также осуществлял художественное руководство Государственным симфоническим оркестром кинематографии. С 1991 года выступает в программах Московской филармонии. С 1999 года – художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра филармонии Алтайского края. В 2014 году стал худруком Волгоградского музыкального театра, главным приглашенным дирижером Харбинского симфонического оркестра в Китае. Сотрудничал с крупнейшими российскими театрами: в качестве главного дирижера - с Башкирским и Самарским оперными театрами, в качестве художественного руководителя - с Волгоградским музыкальным театром. Осуществил редакции звучавших под его управлением произведений (балет «Золотая орда» Р. Ахияровой в Казани, «Данте-симфония» Ф. Листа в Омске, Барнауле и Петербурге). Создал новые либретто к операм «Травиата» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно (Волгоград) и «Кавказский пленник» Ц. Кюи (Красноярск). Выполнил перевод литературных программ и текстов к симфонической поэме «Идеалы» Ф. Листа и Четвертой симфонии Г. Малера. Под руководством маэстро на киностудиях «Ленфильм» и «Мосфильм» осуществлены записи музыки к к/ф «Летучая мышь», «Труффальдино из Бергамо», «Трое в лодке, не считая собаки», «Благочестивая Марта», «Собака на сене» и многих других.