Село Уакит находится на севере Бурятии, в Баунтовском районе. Местные жители оказались отрезанными от мира после сентябрьской авиакатастрофы в Иркутской области. С 10 сентября – на время переобучения пилотов – в районе приостановили авиасообщение, и теперь в посёлке не хватает лекарств и продуктов.
В середине сентября жительница Уакита написала обращение в паблик «Весь Улан-Удэ» в «Инстаграме», сообщив, что местное население на грани выживания: «Мы живём в Баунтовском районе, в селе Уакит. Ситуация - жуть. Добраться до нас можно только авиатранспортом. Последний самолёт был 10 сентября. Сегодня сообщили, что следующий борт будет только через две недели. То есть и продукты, и медикаменты, и почта, и пенсия будут только 10 октября», - пишет женщина.
Как сообщили в администрации Баунтовского района, после катастрофы с L-410 в Иркутской области выяснилось, что многие сотрудники не имеют допуска к судам и полётам — их отправили на переобучение. Поэтому в посёлке возникла такая ситуация.
С ребёнком у посторонних людей
По словам автора поста, в безвыходной ситуации оказалась её односельчанка, которая недавно родила ребёнка в поселке Багдарин. Женщину выписали из роддома, но из-за отмены полётов мать с новорожденным не могут попасть домой.
«Выписали, живёт у чужих людей, домой попадёт, когда малышу будет уже месяц», - пишет женщина.
Вскоре в паблике Babr Mash опубликовали видеообращение молодой матери. Августина Неклюдова, застрявшая с малышом в Багдарине, рассказала о своей непростой ситуации.
«10 сентября приехала на роды, родила 11-го. Через семь дней меня выписали. «Иди, куда хочешь, живи, где хочешь». В Уакит не могу вылететь, потому что каждый раз по техническим причинам самолёт откладывают. То у них метеоусловия не позволяют… Пару дней назад они сказали, что у них все пилоты на обучении. До 10 октября самолётов не будет. Как мне с ребёнком находиться у посторонних людей?» - говорит Августина.
С переломом без медицинской помощи
Мы пытались связаться с жителями села, однако дозвониться до них не удалось – из-за проблем с электричеством люди остались без связи. Свет в селе дают по часам.
Между тем, как пишет автор поста-обращения, в их местном магазине почти нет продуктов. Кроме того, у некоторых сельчан недавно взяли анализ на коронавирусную инфекцию, теперь люди сидят на больничных, даже не зная, больны ли они.
«Возможно, никто из них даже не болеет и это банальное ОРВИ. Но анализы самолётом. Сколько они потеряют, сидя на больничном? Ведь это месяц. Тяжело представить. Живём как в XIX веке. Мало того, что электричество по часам, теперь ни улететь, ни прилететь невозможно», - пишет автор поста.
Также, со слов сельчан, в Уаките без медицинской помощи осталась 18-летняя девушка. Уже неделю после нападения быка она сидит дома с подозрением на перелом. Местный фельдшер наложила пострадавшей повязку. В санавиации семье отказали.
Когда промёрзнет, тогда проедут
В обычное время транспорт до отдалённых сёл района – Уакита, Варваринского и Усть-Джилинды – осуществляется только по зимней дороге, когда здесь промерзает болотистая местность. Самолеты же летают до сёл только с мая по ноябрь.
В Министерстве транспорта республики отмечают, что полномочия по организации транспортного сообщения в границах муниципального образования закреплены за районной администрацией.
- Количество, частоту и направления авиасообщений определяет муниципалитет. Минтранс Бурятии предоставляет субсидию из республиканского бюджета на осуществление авиаперевозок в период с мая по ноябрь. В этом году было предусмотрено 2,3 млн рублей на выполнение 43 рейсов по направлениям Багдарин - Варваринский - Багдарин, Варваринский - Усть-Джилинда - Варваринский, Багдарин - Уакит - Багдарин. Кроме того, на последней сессии Народного Хурала было выделено 833 тысячи рублей на дополнительный маршрут Багдарин - Усть-Джилинда - Багдарин, - сообщают в министерстве.
29 сентября в Минтрансе Бурятии заявили, что авиасообщение Багдарин - Уакит - Багдарин планируется возобновить 3 октября.
«На отдалённых территориях меньше контроля»
О непростой жизни Уакита «Информ Полису» рассказал бывший житель села Сергей. Мужчина какое-то время работал там учителем истории и переехал в Улан-Удэ четыре месяца назад. У Сергея там остались близкие и знакомые.
- Я связался с близкими, которые живут в Уаките, они оказались в сложной ситуации из-за отсутствия авиасообщения, - говорит мужчина. – Там серьёзная проблема с электричеством, его отключают с 12:00 до 14:30 и с 00:00 до 07:00. Также размыты дороги, а продукты завозят не больше двух тонн. Последний завоз был в субботу. А уже через пару часов магазин был пуст. Сейчас на его прилавках продуктов почти нет. Местные жители покупают продукты у артелей, но раза в два-три дороже по сравнению с городом. Четыре месяца назад булка хлеба там стоила 50 рублей, сейчас не знаю сколько. Многие зимой завозят на всё лето по зимнику продукты первой необходимости: чай, сахар, муку. Помимо этого, не хватает лекарств и топлива. Когда я работал в Уакитской школе, в феврале-марте закончились ГСМ, и начальнику местной дизельной станции пришлось занимать их у артели.
По словам Сергея, другая головная боль северян – это жилищный сектор. Почти все дома здесь – времянки, построенные в семидесятые годы. Они давно превратились в аварийное и ветхое жильё.
- Эти дома строили артели, было три основные организации – это лесхоз, Ципиканский прииск и геологоразведка. Здания стояли на балансе этих организаций. С распадом Советского Союза произошла приватизация. Во многих домах люди проживают, не имея документов на них. В служебной квартире, где я жил в течение года, за зиму ушло 24 куба дров – это две большие машины «Урал». Дома эти действительно очень холодные, и люди в них часто болеют, - говорит Сергей.
Девушку, которая сломала ногу ещё 13 сентября, вывезли в Багдарин только 2 октября, пересказывает известия бывших односельчан Сергей.
«Тот уровень жизни не стоит этих денег»
О том, что держит людей в отдалённых северных посёлках района, Сергей знает, но понять и принять не в силах. Поэтому он решил покинуть Уакит.
- Да, там рыбалка и охота – многие без этого не видят своей жизни. Большая часть проживающих там переехала туда ещё в советское время, когда там работали шахты, предприятия горнорудной промышленности. Например, в Уаките с 1962 по 1974 год имелась даже воинская часть. В основном же в посёлке живут пенсионеры, которые уже не желают уезжать куда-либо. Люди, что помоложе, занимаются добычей природных ресурсов. Так как контроль со стороны властей на отдалённых территориях меньше, люди работают там. Часть сами по себе. Другой работы нет, - уверяет улан-удэнец.
По словам Сергея, в Баунтовском районе не хватает молодых кадров, поскольку нет достойной инфраструктуры, а климат достаточно суров.
- Серьёзная нехватка врачей. У учителей, например, зарплаты на пару тысяч больше, чем в городе, – так что тот уровень жизни не стоит этих денег, - говорит мужчина.
Напомним, в октябре 2016 года в многострадальном селе Уакит уже возникали перебои с поставками продовольствия – авиакомпания «ПАНХ» тогда прекратила полёты в связи с финансовыми трудностями. Поставкой продуктов питания в голодающий посёлок занялись «Бурятские авиалинии». Для другого варианта транспортировки – по льду – на тот момент, как и в этот раз, ещё не замёрзли реки.