Сегодня, 8 октября, Дмитрий Дылыков приступил к работе директором театра и оперы и балета. Накануне министр культуры Бурятии Соелма Дагаева представила его журналистам и поблагодарила Эржену Жамбалову за работу. Сама Эржена Зугдаровна попросила СМИ не искать скрытых смыслов в окончании ее трехлетнего контракта и добавила, что вернётся в Бурятский театр драмы на рядовую должность. Новый директор оперного в первый день своей работы дал infpol.ru эксклюзивное интервью.
- Вы никогда не давали большое интервью о себе. Начнём с вашего детства, вы из творческой семьи и с детства мечтали работать в культуре?
- Нет, я родился в 1989 году в многодетной семье в селе Первомайск Кяхтинского района. Школу заканчивал в соседнем селе Кудара-Сомон. Нас четверых детей мама поднимала одна. Так что, хоть я и был отхончиком, но баловать было нечем.
- Вам 32 года, ваше детство выпало как раз на трудные 90-е годы?
- Да, помню, как мы всегда ждали Новый год, когда вдоволь появлялись фрукты и конфеты. Старшие брат и две сестры работали, всегда привозили мне любимое лакомство - шоколад. Но я не жалуюсь, детство было наполнено творчеством. Я один в семье любил участвовать в сценках, ходил в театральный кружок, руководил школьной командой КВН.
- То есть вы готовились с детства работать в сфере культуры?
- Совсем нет. Не меньше сцены я любил математику. Мир цифр меня завораживал. Я даже хотел поступать на педагога. Физик и лирик во мне всегда сочетались. Но когда я заканчивал 11-й класс, завуч увидела объявление о целевом наборе студентов в Петербург для бурятского драмтеатра. И я решился. Готовился к экзаменам, учил стихи, и песни, и прозу. Когда приехал на экзамен, оказалось, что совсем не то учил. Пришлось за одну ночь все переучивать. Но я поступил.
- Хорошая память помогла? Сложно было учиться?
- Память тренируется во время учебы на актера. Учиться непросто, но это в любой профессии. Поступило нас 14 человек, но до конца учебы дошли 11. Сложнее было научиться жить далеко от дома в Петербурге. А сама учеба была полна интересных трудностей. Например, нас обязали научиться играть на одном из музыкальных инструментов. Делать это параллельно с основными занятиями не было времени. Поэтому на летних каникулах я научился играть на баяне, который был в нашем сельском клубе. Конечно, асом за такой срок не стать. Но зато я смог играть в нашем студенческом ансамбле. В конце второго курса мы начали делать постановку спектакля «Белое облако Чингисхана». Там у меня была небольшая роль Бэлгутэя —брата Чингисхана. До момента окончания академии мы постоянно играли этот спектакль, раз в два месяца обязательно. Тогда же я попал в сериал «Улицы разбитых фонарей».
- Так у вас еще и опыт работы в кино имеется?
- Небольшой. В 11 сезоне известного отечественного сериала «Улицы разбитых фонарей» я исполнил роль персонажа по имени Муходоржо. Затем мы с моим другом и одногруппником Чимитом Дондоковым снимались в фильме «Орда». Нас в нем так загримировали, что мы не узнали друг друга. Студенчество все вспоминают как лучшие годы. Я не исключение, только добавлю, что нам повезло. У нас преподавали корифеи театрального искусства в мастерской Арвида Михайловича Зеланда.
- В вашем актерском портфолио указано: скачу на лошади, фехтую, бой на палках и мачетах. Этому в вузе научили?
- Этому учат в театральных вузах. Но на коне ездить я умел с детства.
- А как с бурятским языком, ведь вы как уроженец Кяхтинского района говорили на своем диалекте?
- Да, но за пять лет учебы я должен был подтянуть и свой бурятский язык. В том числе освоить литературный, на котором играют в Бурятском драмтеатре. Там в 2011 году началась моя трудовая деятельность. Но на короткий период времени мне пришлось уйти из театра, так как мы с друзьями создали свой собственный частный театре в Санкт-Петербурге.
- О, у вас и такой опыт имеется! Ну и каково строить бизнес в культуре?
- Непросто. Но мы с нашим частным театром поставили два спектакля и съездили на фестиваль в Хорватию. Это был бесценный опыт создания спектаклей на свои деньги, когда знаешь - на что тратится каждая копейка. Весьма пригодилась моя школьная любовь к математике. Возможно, что я бы продолжил творческую карьеру в Петербурге, но меня неожиданно позвали обратно в родной театр. Причём администратором, учитывая мой организаторский опыт. Ведь и в государственном театре надо уметь рассчитывать все затраты. При этом, я по совместительству работал и артистом. Это помогало мне узнать работу театра сразу с двух сторон.
- Чем занимается артист, понятно. Это мы видим на сцене. Можете пояснить доступно для читателей, чем занимается в театре администратор?
- Администратор должен уметь организовать не только гастроли, но и продажу билетов, рекламу и продвижение спектаклей. Я занимался этим неплохо, раз меня перевели на должность замдиректора театра. Тогда им руководила Эржена Зугдаровна Жамбалова. Именно она дала мне возможность раскрыть свой потенциал как руководителя. Я ей очень благодарен за веру в мои силы.
- Тогда почему вы там не остались, а резко поменяли сферу деятельности и перешли в СМИ?
- Не могу сказать, что резко поменял сферу. Как администратор театра я занимался рекламой и продвижением спектаклей в прессе, знал многих редакторов и журналистов. Мне всегда была интересна работа редакций, куда я приходил по работе. И я согласился на работу менеджером по развитию газеты «Правда Бурятии».
- И вас снова позвали работать? Вы без предложений о работе никогда не сидели?
- Получается так. Не зря говорят, что любой опыт полезен. Меня позвали работать в министерство, которое тогда возглавлял Тимур Цыбиков. Я начал специалистом в отделе искусств, народного творчества и образования.
- Даже по названию отдела можно понять сколько учреждений приходится курировать. Ну и каково быть чиновником?
- Курировал деятельность театров, концертных организаций и цирка. А также и общественные творческие союзы. Они хоть и общественные организации, но постоянно обращаются за консультациями и помощью. Вы произнесли слово «чиновник» с сарказмом. На самом деле, это тяжелая рутинная работа с документами, где нельзя допускать ошибки. И это дало мне бесценный опыт и знания нормативно-правовых документов.
- И эти знания пригодились вам на практике, когда позвали в цирк?
- Пригодились еще как. Ведь меня позвали замом по организации зрителей и управления финансово-хозяйственной деятельностью.
- Уже новый министр позвала обратно в министерство культуры Бурятии возглавить ваш бывший отдел?
- Да, но это была уже новая работа в новых условиях. Надо было работать в электронном бюджете. А это огромная таблица из цифр. Но они меня не пугают, я вам рассказывал о любви к математике. Республика вошла в ДФО, теперь кроме постоянной связи с Москвой, надо было плотно общаться с Владивостоком. В 2018 году началась реализация первого в истории России нацпроекта «Культура». Деньги оттуда мы получаем не по нашему хотению, а выигрывая в жесточайшей конкуренции с другими регионами. Мы учились это делать и учили наших коллег в районах грамотно составлять заявки и проекты. Я курировал деятельность театров, концертных организаций, центра народного творчества, образовательных учреждений, филармонии и цирка. Затем, занимая должность начальника архивного отдела, углубился в это направление. При этом никто не снимает обязанность проводить мероприятия. Работая в министерстве культуры Бурятии, я принимал участие в подготовке и проведении масштабных мероприятий, таких как «Алтаргана», международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников» и другие. Помните, открытие первого чемпионата мира по женскому боксу в Улан-Удэ и в Государственном кремлевском дворце «Сагаалган. Восточный Новый год»?
- Такое разве забудешь? Грандиозно!
- Спасибо за высокую оценку нашей работы, а это труд тысяч людей. От артистов до сотрудников министерства. И это только видимая, самая яркая часть работы министерства культуры. 99 процентов - это скрупулезная работа с документами, заявками, отчетами. Но без этой невидимой работы не будет и видимой яркой части культуры.
- Чем отличается работа в Забайкальском крае от Бурятии?
- Отличается сам регион. Одной из таких особенностей могу назвать удаленность населенных пунктов в Забайкалье друг от друга. Поэтому взаимодействие даже между селами проходит достаточно трудно, как раз в силу этой самой удаленности. Но есть очень много похожего, есть точки соприкосновения. Однако сравнивать наши регионы между собой сложно: уже давно сложились свои направления, которые полноправно развиваются в своем контексте.
- Вас сейчас пригласили стать директором оперного театра. Но вы по базовому образованию драматический артист. Хоть и с большим опытом организаторской работы. Не страшно опять вступать в новую сферу деятельности?
- Да, я не оперный певец и не артист балета, и не музыкант. Но роль директора заключается в организации работы творческих деятелей, создании условий для их работы. Не зря во всех театрах есть должности худруков. В таком театре как оперный три худрука на разные направления. И так в каждом театрально-концертном учреждении у нас двоеначалие. Журналисты меня хорошо поймут, если я сравню это с тем, что в СМИ есть главный редактор и директор. Один отвечает за содержание, другой за организацию работы.
- Ближайшие планы?
- Сначала познакомиться ближе с театром, со всеми его структурами. Работая в министерстве, я знал основные направления работы оперного театра. И знаком с артистами и сотрудниками театра. Но сейчас мне предстоит более детально и глубже погрузиться в работу театра.
- Расскажите немного о семье.
- У меня надежный тыл. Жена подарила мне двух прекрасных детей.
Справка infpol.ru
Дмитрий Артамонович Дылыков родился 25 июля 1989 года в селе Кудара-Сомон, Кяхтинского района Бурятии. В 2011 году окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства по специальности «Актёрское искусство». Трудовую деятельность начал в 2011 году артистом Бурятского академического театра драмы имени Х. Насмараева. С 2013 года занимал должность старшего администратора, с 2014 года – начальника отдела организации зрителей театра. С 2014 по 2017 год – старший аналитик отдела искусств, народного творчества и образования министерства культуры РБ. С 2017 года работал в государственном цирке Бурятии заместителем директора по организации зрителей. В 2019 году возвращается в министерство культуры республики, где работает старшим аналитиком отдела искусств, народного творчества и образования, заместителем председателя комитета культуры и искусства – начальником отдела искусств, народного творчества и образования, председателем архивного дела и организационного обеспечения – начальником отдела архива. В 2020 году приглашен на должность замминистра культуры Забайкальского края.