Каждый год в России бесследно исчезает более 120 тысяч человек. Кто-то из них отправился в лес и заблудился, кто-то уехал с работы, но до дома так и не добрался. В проекте телеканала ТВ-3 под названием «Вернувшиеся» показывают реальные истории о людях, которых нашли, и о тех, кого всё ещё ищут.
В очередном, восьмом выпуске третьего сезона передачи рассказали о нашем земляке Цырене Дамбаеве, который ушёл из дома в ДНТ «Сибиряк» в пригороде Улан-Удэ (таймкод 24:31).
Произошло всё ещё четыре года назад, 11 апреля 2017 года. 19-летний юноша собирался на стадион «Спартак», где в тот день проходили университетские пары по физкультуре. Он должен был забрать из садика своего двоюродного братика Ардана. Прошёл час, второй – молодой человек не появлялся, вспоминает его родной брат Самбу Дамбаев.
- Подумал, может, задержался, в мяч играет. Но наступил вечер, у меня самого уже мысли, куда он мог деться, – отметил Самбу.
По словам мамы Доржимы Нимаевой, сын был очень спокойным с самого рождения. Подтвердил это и папа – Алдар Дамбаев. Да и Самбу отзывается о брате как о тихом и спокойном человеке, который «всё держал в себе». Отец говорит: он никогда особо не хулиганил и рос, как все дети. Родители развелись, но поддерживают общение и сохранили хорошие отношения.
В апреле 2019-го мать парня не смогла вовремя заплатить за его учёбу. Тот хотел уйти в «академ» на год и сам заработать деньги, но Доржима не разрешила. За день до исчезновения Цырен остался у тёти – помогал по хозяйству, нянчился с двоюродными братом и сестрой. На выходных они вместе планировали пройтись по магазинам. А 11 апреля юноша ушёл в вуз – учился он на историческом факультете БГУ. После двух пар перед физкультурой было «окно». Молодой человек сказал, что поедет домой переодеться. На общественном транспорте от университета до «Сибиряка» – всего 15 минут.
У тёти Дамбаев появился около 12 часов, пообещал забрать двоюродного брата из детсада. Но потом написал сообщение родному, попросив сделать это вместо него – как будто в тот момент у него уже были другие планы. В 16.00 Самбу с малышом вернулся. Цырена не было. Телефон находился вне зоны действия сети.
В передаче подробно рассказали о поисках парня. Сначала родные вели их самостоятельно. На следующий день после пропажи Самбу обнаружил вещи брата, сложенные в комнате аккуратной стопкой. Российского паспорта дома не оказалось – в отличие от заграничного. И гаджеты он почему-то оставил дома, предварительно удалив оттуда всю информацию. Заявление об исчезновении близкие подали в полицию в тот же день.
В итоге к поискам подключились все родственники и даже соседи. Всего – около 15 человек. Присоединились и добровольцы из отряда «Лиза Алерт», которых тогда было буквально двое. Даже одногруппники не остались в стороне. Обследовали берег Селенги, городские свалки, стучались в частные дома и обошли заброшенные. Увы, безуспешно. Семья надеялась, что Цырен вернётся, но этого не произошло.
На третий день – 13 апреля – появился свидетель, который сообщил, что видел похожего на Цырена парня по маршруту от СНТ «Сибиряк» до СНТ «Профсоюзник». Это три с половиной километра от дома. У следствия появились предположения о несчастном случае и даже о суициде. Всю следующую неделю полиция, МЧС и родственники прочёсывали местность в этом районе. Версия о самоубийстве вышла на первый план. Родной брат в это никогда не верил.
В это же время полицейские опрашивали вузовских преподавателей и сокурсников юноши. Как выяснилось, незадолго до исчезновения он пересел на заднюю парту, будто потерял интерес к учёбе. Первые дни мать не находила себе места – не могла ни есть, ни спать. Только плакала.
Через месяц после пропажи бурятского студента в республике появился полноценный отряд «Лизы Алерт». Но и его работа не принесла результатов. Мать пошла на крайние меры – обращалась к экстрасенсам, шаманам и ламам.
В июне 2017 один шаман дал более точную информацию – что парень жив и работает где-то в Улан-Удэ на пункте отгрузки древесины. Однако его там не оказалось. У родственников возникли мысли, что Цырен уехал в Южную Корею гастарбайтером и теперь по каким-то причинам не может оттуда выбраться. Рассматривались криминальные версии. Тогда, в 2017-м, некие экстремистские организации вербовали молодых людей в свои ряды через соцсети. И требовали уехать ради вступления туда из родного дома.
В октябре того же года Дамбаева объявили в федеральный розыск. С его одежды взяли образцы ДНК и добавили в базы данных. Через год мама и тётя начали раздавать ориентировки дальнобойщикам и делают так по сей день. Распечатывают стопку листовок и дают водителям, чтобы те оставляли их в придорожных кафе. Надежды встретиться с Цыреном родственники не теряют – несмотря на то, что прошло уже немало времени.