Расследование этого громкого дела никак не продвигалось долгих 17 лет. Внимание к нему вновь было приковано в 2020-м, когда известная телеведущая, журналист Ксения Собчак сняла фильм о страшном преступлении, а главный следователь страны Александр Бастрыкин поручил заняться этой историей. Накануне первого судебного заседания, которое пройдёт 28 октября, посёлок, где жили девушки и их предполагаемые убийцы, замер в ожидании.
Перед судом мы решили вспомнить хронологию событий, связанных с жестоким убийством, и съездили в Селенгинск, где все и произошло. Родные погибших пока говорить не настроены – они ждут первого судебного заседания, назначенного на 28 октября. Местные жители о страшном преступлении помнят, но говорят о нём неохотно или вовсе отказываются. Люди также пребывают в ожидании.
Единственная выжившая девушка – свидетель преступления – на момент нашего приезда оказалась не в посёлке, а потом и вовсе перестала выходить на связь.
Август 2002-го
В поселке Селенгинск Кабанского района Бурятии пропали две девушки – 17-летняя Женя Шекунова и 18-летняя Катя Патеюк. Их родители до последнего надеялись, что дочери вскоре вернутся, однако через несколько дней всё же обратились в милицию. Через две недели благодаря анонимному письму с нарисованной в нём картой тела Кати и Жени нашли недалеко от посёлка - в местности Клюквенная падь в выкопанной в лесу яме.
Жители поселка изначально заподозрили, что к преступлению причастны местные сотрудники правопорядка.
Декабрь 2019-го
Жестокое убийство оставалось нераскрытым целых 17 лет, пока в декабре 2019 года следственный комитет не сообщил о возобновлении расследования, а также о задержании двух подозреваемых – сотрудников милиции, работавших в 2002 году в ОВД Кабанского района, – Евгения Инкина и Дмитрия Истомина.
Известно, что Инкин был заместителем начальника следственного отдела милиции, а Истомин тогда еще – действующим сотрудником дежурной части Кабанского РОВД. Именно он стал основным обвиняемым по делу. Сообщалось, что Истомин ближе всех был знаком с одной из погибших – они росли в одном дворе.
Февраль 2020-го
В начале февраля в посёлке Селенгинск побывала известная телеведущая Ксения Собчак. Она сняла фильм о жестоком убийстве, рассказав, как обвиняемые сами расследовали преступление, а местные жители всё это время хранили молчание.
Журналист пообщалась с родителями погибших и с единственной выжившей девушкой, которая заговорила только 17 лет спустя. Подруга убитых Екатерина Пономарёва рассказала Ксении Собчак, что тот вечер они с девушками проводили в компании полицейских. В какой-то момент она отошла и, как оказалось, этим спасла свою жизнь. Катя сказала, что молчала всё это время из-за страха за свою жизнь, поскольку обещанную охрану ей так и не предоставили. Девушка призналась – после странной смерти следователя, занимавшегося делом, её пытались утопить.
В похищении и покушении на убийство Кати сейчас обвиняются Евгений Инкин и Александр Попов. Последний на момент преступления также работал в правоохранительных органах района - водителем. Известно, что Попов живёт в другом регионе страны.
Май 2020-го
С одного из подозреваемых, Евгения Инкина, все обвинения позже сняли и выпустили из-под стражи. Это вызвало волну негодования у местных жителей. Громким убийством даже заинтересовались в Следственном комитете России. Председатель СКР Александр Бастрыкин тогда поручил подчинённым заняться этой историей.
- Я знала, что если они меня недотопили, то где-нибудь добьют, - рассказала выжившая Катя журналистам «Вести.Ру» в мае 2020-го. – И голову мне пробивали битами, и что только со мной не делали. Они там все в одной кучке. Сейчас Инкина отпустили. Я его раз встретила в центре в магазине, и он говорит: «Я с тобой потом поговорю». А что он потом со мной сделает, я не знаю.
Июль 2020-го
Басманный суд Москвы распорядился взять бывшего начальника милиции Инкина под стражу. «Коммерсантъ» писал: его обвиняют в покушении на убийство свидетельницы для сокрытия другого преступления. Следствие считает, что оно связано с тем самым убийством девушек, к которому мог быть причастен бывший милиционер, и что, находясь на свободе, он может помешать работе следствия, а также оказать давление на выжившую свидетельницу двойного убийства Катю Пономарёву. Однако в конце июля Инкина вновь выпустили из СИЗО под подписку о невыезде.
Июль 2021-го
Спустя 19 лет уголовное дело наконец-то поступило в Кабанский районный суд. На данный момент, по информации на сайте суда, обвиняемых по делу трое.
Кому и какие обвинения предъявляют?
Евгений Инкин:
- ст. 222 ч. 1 УК РФ – незаконные приобретение, передача, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему;
- ст. 30 ч. 3 УК РФ – приготовление к преступлению и покушение на преступление;
- ст. 105 ч. 2 пп. «б» и «ж» УК РФ – убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- ст. 126 ч. 2 пп. «а» и «д» УК РФ – похищение человека группой лиц по предварительному сговору в отношении заведомо несовершеннолетнего;
- ст. 105 ч. 2 пп. «а», «ж» и «к» УК РФ – убийство двух и более лиц, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряжённое с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера.
Дмитрий Истомин:
- ст. 105 ч. 2 пп. «а», «ж» и «к» УК РФ – убийство двух и более лиц, совершённое группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряжённое с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера.
Александр Попов:
- ст. 126 ч. 2 пп. «а» и «д» УК РФ – похищение человека группой лиц по предварительному сговору в отношении заведомо несовершеннолетнего;
- ст. 30 ч. 3 УК РФ – приготовление к преступлению и покушение на преступление;
- ст. 105 ч. 2 пп. «б» и «ж» УК РФ – убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
В деле также фигурирует полковник Владимир Казадаев, который проходит в нём как свидетель. На момент задержания Истомина и Инкина Казадаев возглавлял одно из управлений МВД по Центральному федеральному округу. Свою карьеру начал ещё в 2000-х обычным оперуполномоченным уголовного розыска в полиции Кабанского района. Дела шли хорошо, и в 2013-м он превратился из обычного опера в заместителя начальника УМВД по Улан-Удэ. Уже через три года уехал в Москву и занял должность замначальника МВД по транспорту московского узла. Последней точкой в его карьере стало УТ МВД России по ЦФО, где он в 2019 году сделался начальником.
«Нам остаётся ждать»
Родители Кати Патеюк, Андрей Николаевич и Светлана Леонидовна, и мама Жени Шекуновой, Ольга Викторовна, ждут объективного и справедливого решения суда.
- Сейчас нам, как родителям, вообще ничего не надо говорить. Надо дождаться первого заседания, которое состоится 28 октября, - говорит Ольга Шекунова. – Мы сами-то ничего не знаем, как что будет. Со Светланой Леонидовной (мамой Кати) мы общаемся. Про Катю (Пономарёву) я вообще ничего не знаю, про эту «тёмную лошадку» … Односельчане интересуются, конечно, спрашивают все двадцать лет – все в посёлке ждут. И нам остаётся только ждать и надеяться на нормальный исход.