Запасовка грузового каната на кране
Некоторые технические термины, используемые представителями компаний, занимающихся продажей грузоподъемного оборудования, могут быть непонятны другим специалистам. Например, словосочетание “запасовка грузового каната” понятное машинисту крана, для монтажника прозвучит как случайный набор слов. Поэтому рассмотрение вопроса стоит начать с азов.
Принцип работы любого грузоподъемного механизма основан на протягивании каната или стального троса R-Systems через блоки и накручивании его на барабан лебедки. В сложных подъемниках несколько блоков объединяются в полиспасты с несколькими обоймами подвижных и неподвижных блоков.
Последовательность прохождения каната по блокам и называется запасовкой. От количества блоков и схемы прохождения по ним грузового каната зависит выигрыш в силе, который получают при подъеме тяжелых грузов.
В каждом виде подъемников используется своя система блоков. Не будем рассматривать все варианты, остановимся только на кранах.
Схемы запасовки канатов для кранов
Грузовой трос является одним из основных рабочих элементов крана. Именно он соединяет подъемный крюк со стрелой. Количество полиспастов на кране, объединение их в обоймы рассчитывается на стадии проектирования крана и в процессе эксплуатации не меняется.
В кранах есть еще один трос, стреловой и еще одна лебедка. С их помощью поднимается и опускается стрела, а не груз. Эти две системы могут быть как независимыми, так и работать в единой схеме прохождения канатов.
Для каждой схемы объединения блоков разрабатывается своя схема запасовки, которая дается в заводской документации на кран и инструкции по эксплуатации. Запасовка может быть одно, двух, четырехрядной и даже шестирядной. Количество рядов, это количество полиспастов. Все зависит от конструкции крановой установки.
Простейшая, однорядная схема используется, например, на башенных кранах КБ-02. Канат последовательно проходит через первый блок, установленный на гуське, затем через второй уже непосредственно на стреле и после перехода по третьему блоку, установленному на распорке башни, наматывается на барабан.
Как видим, схема простая, а грузоподъемность такого крана 10 тонн при подъеме груза на высоту до 35 метров. Но в этой системе при изменении угла наклона стрелы меняется и высота, на которой подвешивается груз.
Более сложная схема запасовки используется в кранах КБ-100. Здесь система блоков грузового каната соединена с блоками лебедки, меняющей угол наклона стрелы. Направление движения канатов в этих двух системах противоположное. Поэтому при накручивании троса на барабан стреловой лебедки, трос, на котором подвешен груз, наоборот раскручивается, и груз остается на той же высоте.
На башенных кранах полиспасты есть и в механизме выдвижения башни. Для них тоже в инструкции указывается отдельная схема запасовки. У кранов с грузовыми тележками, передвигающимися по стреле, также отдельная схема для этой тележки.
Рассмотренные примеры только для башенных кранов. Но аналогичные схемы запасовки используются и на автомобильных. Там тоже есть полиспасты у крюка, и блоки у лебедки, поэтому в зависимости от их количества используется нужная схема запасовки.