Нам всегда кажется, что роботы – это герои фантастических фильмов, а в реальной жизни их можно увидеть где-нибудь в Америке или Японии. А вот и нет! Человека, собирающего этих механических существ, мы нашли совсем рядом – в Иркутске.
Танчик из коробки и рука Терминатора
Иркутянин Андрей Золотоев окончил строительный факультет политехнического университета, но по образованию не работает. Как говорит он сам, тому занятию, к которому с детства стремилась душа, в России нигде не обучают.
Первая страсть к изобретениям появилась ещё в девятилетнем возрасте. При этом мальчик сумел сделать себе не просто игрушку, а настоящего танчика-робота из картона, установив в него моторчик от плеера и шестеренчатый механизм от будильника. Другим самостоятельным изобретением через пять лет стала рука Терминатора из дерева, у которой приводился в движение каждый сустав за счёт тросиков, заменивших механической руке сухожилия.
Вернулся Андрей к необычным изобретениям спустя десять лет. Вместе со своим товарищем Петром Наезжим молодой человек начал делать медийного робота, по сути ставшего первым подобным роботом в России.
– Это был робот с манипулятором, монитором, на шести колёсах. Чтобы воплотить работу в жизнь, нам нужно было 200 тысяч рублей. Мы стали искать инвестора. Это был 2005 год, и, когда мы рассказывали о своих планах, люди просто не понимали, о чём идёт речь, – с улыбкой вспоминает Андрей. – Инвестора мы не нашли, и слава богу! Потому что сейчас я понимаю, что нам не хватило бы ни знаний, ни денег, чтобы этот проект закончить. К этому вопросу мы вернулись только в 2015 году и сделали шикарного медиабота, который до сих пор целый и участвует в выставках. Это самый крутой мой робот. Его мы делали без 3D-печати и каждый его пластиковый элемент загибали при нагревании феном вручную. Робот и по сей день смотрится технологичнее и красивее, чем все современные роботы, сделанные у нас в России. Пусть у него не настолько совершенный софт (программное обеспечение. – Прим. авт.), но внешность у него просто отличная!
Робот для Дубая
С тех пор мужчина собрал семь человекоподобных роботов. Все эти красивые изобретения участвовали в шоу для детей.
– Роботы делаются методом 3D-печати. Полностью всё делаю сам, начиная от макета, заканчивая печатью и покраской. Исполнительные механизмы часто делаются из жёсткого пластика и полноценно работают. Я делаю полностью робота, а мой напарник Пётр начиняет его электроникой, – объяснил Андрей.
Одним из самых сложных проектов среди таких роботов стал робот-доставщик, который делали для клиента из Дубая. Работа над ним заняла около года.
– Мы долго обсуждали с клиентом 3D-модель и общий концепт. Приготовили под 3D-печать, я его распечатал, склеил и зашпаклевал. И потом я её отправил в Санкт-Петербург, где уже другой специалист выполнил именно эту модель из чистого карбона. Такой корпус обошёлся почти в 300 тысяч рублей. Времени было затрачено очень много. В итоге мы начинили его софтом, но неполноценным. Там должен был быть софт, как автопилот. Естественно, такого в России нигде найти не могли. Такой есть только у «Яндекса». В итоге отправили его в Дубай, где его уже будут начинять софтом, – рассказал Андрей Золотоев.
Программа позволяет роботу выполнять определённый алгоритм действий. К сожалению, в России найти софт для того, чтобы сделать робота полностью автономным, пока невозможно. Дубайский робот, сделанный в гараже иркутского изобретателя, должен сам доставлять клиентам продукты. При этом механический курьер сможет учитывать все знаки дорожного движения, трафик, пешеходов.
– В планах у меня есть создание различных биогибридов для доставки. Учитывая, что софта у нас такого нет, доставкой будет заниматься человек. Но делать он это будет на маленьком электрокаре, который будет занимать в потоке мало места и двигаться на электропедальной тяге, – поведал изобретатель.
Помощники во всём
Сегодня от изобретения человекообразных роботов Андрей отошёл, говорит, что сейчас они менее востребованы.
– Некоторые из изобретений начиняются софтом и становятся роботами. Робот должен быть автономен, но мои продукты не автономны. Клиенты сами на них устанавливают программное обеспечение, GPS-датчики, компьютеры и прочее, и они становятся полноценными роботами, ездят по координатам и выполняют автономную работу, – объяснил мужчина.
Руками Андрея собрано около 50 единиц самой разной техники. В основном это малогабаритные электрические платформы различных назначений, в большинстве гусеничные. Среди них есть газонокосилки, снегоуборщики, трелёвочники, металлоискатели, орошители полей, тягачи, мотосноуборды, танчики с магнитным сканером, проверяющие качество асфальта, детские аттракционы (гусеничные танчики) и другое.
Большим одобрением у людей пользуются колёсные и гусеничные инвалидные кресла с полным приводом.
– На моём Ютьюб-канале есть проект Exhover, совершенно бесплатный, куда я загружаю видеоинструкции, как всё собирается, и CAD-файлы под лазерную резку, чтобы человек мог сам собрать инвалидное кресло с полным приводом себестоимостью 50 тысяч рублей. В то время, как в магазине такое кресло стоит 700 тысяч и не у каждого инвалида есть такие деньги. Обращений много, но обслужить всех по стране нереально, поэтому я делаю бесплатную подробную видеоинструкцию, чтобы каждый нуждающийся мог найти в своём городе мастера даже не самого высокого уровня, который сможет произвести нечто подобное. Всё уже продумано – бери и делай по инструкции. Сейчас мы делаем более технологичное и продвинутое инвалидное кресло с полным приводом. Оно будет шестиколёсное с себестоимостью около 30 тысяч рублей, – говорит Андрей.
Удивительно, но все свои задумки 39-летний житель Иркутска воплощает в собственном гараже, площадью в 70 «квадратов». В качестве материалов в ход идут гусеничная техника отечественного производства и комплектующие от снегоходов «Буран». Но всю электронику и моторы приходится заказывать из Китая, так как такого на родине пока не производят.
– Всё остальное, например рамы, я проектирую сам и режу на лазерном станке, и они выглядят полностью как заводские, – рассказывает изобретатель. – Сначала идёт полная проектировка в 3D, потом я это превращаю в CAD-файлы для лазерного станка, а металл мне уже нарезают на аутсорсе, потому что своего станка у меня нет – он стоит 6 миллионов. Потом я получаю готовые детали, которые собираю как конструктор, свариваю между собой. Если все комплектующие в наличии, то на один продукт уходит неделя на разработку и еще около недели – на сборку.
Уроки для будущих поколений
Первыми испытателями необычной техники становятся пятилетняя дочь и трёхлетий сын Андрея.
– Я хотел бы «зажечь» подрастающее поколение делать что-то подобное, чтобы на высшем уровне поддерживалось это ремесло. Я знаю, что если я открою какую-то школу, то она столкнётся с непреодолимой стеной безопасности. Например, дети не могут держать в руках что-то тяжелее отвёртки, не смогут работать со сваркой или болгаркой, – рассуждает он. – Если же найдётся парень, который в 18 лет умеет проектировать, работать с инструментами, варить железо, настраивать 3D-печать, красить и при этом научится делать хотя бы самокат, а потом ещё и продаст его, то он почувствует, что это может стать делом его жизни. Он найдёт себя. Я хотел бы этим заниматься – обучать детей. Я могу поделиться знаниями, которые нужны многим.
А всем своим единомышленникам, которые могут жить в любом уголке страны, Андрей советует завести аккаунт в интернете и делиться своим творчеством – именно это и может вывести их в свет.
– Мне почти каждую неделю на почту приходят резюме от людей, которые хотят устроиться ко мне на работу. Говорят, что готовы даже приехать из других городов, в том числе из Казахстана был человек. Просто они все думают, что у меня тут корпорация, целый ангар и сто человек работает. Внешне кажется так, но на самом деле я работаю один в гараже, – улыбается Андрей. – А ещё хотелось бы, чтобы в Москве смотрели и думали: ничего себе, какие вещи в Иркутске делают! Да ещё и работает центр, где детей учат собирать такие шедевры! Вот это бы я хотел реализовать.