Депутаты Госдумы, одержавшие победу на минувших осенних выборах, потратили на избирательную кампанию около 20 миллионов рублей. Тем, кто баллотировался нижнюю палату не в первый раз, она обошлась почти на полтора миллиона дешевле, сообщает РБК. Издание изучило расходы кандидатов-одномандатников на участие в думской гонке и выяснило, что в этот раз им потребовалось меньше денег, чем было в избирательных фондах (средний размер каждого составил 21 миллион 200 тысяч).
Журналисты проанализировали данные по 202 одномандатным округам. К моменту публикации материала не все регионы разместили эту информацию – её не оказалось на сайтах избиркомов Алтайского края, Кемеровской области, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и трёх окружных комиссий Краснодарского края. Некоторые избирательные комиссии – в частности, в Марий Эл, Коми и Новгородской области – выложили сведения не обо всех кандидатах.
Так, 36 одномандатников потратили на свои кампании максимально допустимую сумму – 40 миллионов. Треть из них – 11 – баллотировались в Москве. Ещё семь израсходовали более 39 миллионов. Больше всех сэкономил Григорий Аникеев из Владимирской области. Согласно финансовому отчёту на сайте регионального избиркома, на выбору у него не ушло ни рубля. Аникеев сидит в нижней палате парламента аж с 2007 года и с тех пор уже несколько раз возглавлял список самых состоятельных госдумовцев. В ГД нового созыва он занимает третье место по доходам. Состояние народного избранника оценили в 2 миллиарда 700 миллионов рублей.
Основной статьёй расходов в ходе предвыборной кампании остаётся «выпуск и распространение печатных и иных агитационных материалов». У большинства экс-претендентов на депутатское кресло (136 человек) именно она является самой значимой. На втором месте – расходы «на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юридическими лицами или гражданами России по договорам», куда входит, в частности, интернет-реклама.
У 22 человек основные траты оказались связаны с услугами «информационного и консультационного характера», ещё у шестерых – с агитацией с помощью телевещания. Несмотря на ограничения, связанные с коронавирусом, в отчётах 22 кандидатов из разных округов значатся расходы на проведение массовых публичных мероприятий. В большинстве своём эти суммы не превышали ста тысяч.
- В то же время кандидат от «Единой России» Александр Хинштейн израсходовал на публичные массовые мероприятия более пяти миллионов. Примерно столько же потратил кандидат из Санкт-Петербурга Михаил Романов. Вячеславу Дамдинцурунову из Бурятии они обошлись в 6 миллионов 600 тысяч, – пишет РБК.
Избирательный фонд чаще всего формировался из их собственных средств и пожертвований юридических лиц. Политические партии напрямую выделяли средства лишь 21 кандидату, в основном баллотирующимся в Москве. Согласно отчётам, только собственные деньги на кампанию потратил 21 человек, в том числе Мурад Гаджиев из Дагестана (579 тысяч), певец Денис Майданов (Московская область, полтора миллиона), спикер Вячеслав Володин и Илья Вольфсон из Татарстана (чуть более девяти миллионов).