Алексей Цыденов рассказал о мероприятиях по борьбе с распространением коронавируса, а также о мерах, предпринимаемых правительством для решения проблем общественного транспорта и повышения цен на продукты.
Коронавирус, вакцинация и QR-коды
- Главная тема сегодня – это вакцинация. Расскажите, пожалуйста, о статистике, сколько у нас в республике вакцинированных и какие темпы вакцинации сейчас?
- У нас на сегодня достаточно хорошими темпами идет вакцинация, взрослого населения у нас 719 тысяч человек, из них 439 тысяч вакцинировано первым компонентом. Это 61 % от всего взрослого населения. Если брать от плана (80 % должно быть вакцинировано с учетом медотводов и всего остального), у нас уже 76 % от объема вакцинации. Т. е. мы неплохо идем, люди добросовестно к этому подходят, и я, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить всех, кто ответственно относится к своему здоровью и здоровью близких, окружающих.
- Когда ввели систему QR-кодов, многие не понимали, что это такое, были стычки с охранниками, видео выкладывали в интернете. Как вы думаете, с чем это связано? Ситуация улучшилась?
- Сейчас все относятся более спокойно. Конечно, есть люди, которые активно выступают против QR-кодов. Надо понимать, что не против QR-кодов, а против вакцинации, потому что код – это всего лишь подтверждение, что у тебя есть иммунитет.
Вакцинация, уважаемые земляки, единственный вариант выйти в нормальный режим работы в условиях ковида, это формирование общего иммунитета, чтобы ковид был для нас как обычный грипп, т. е. к чему мы привыкли и что не несет ущерба здоровью и не приводит к смертности. Поэтому нам важно вакцинироваться.
Вакцинация помогает, даже если заболел, во-первых, в десятки раз падает вероятность заболеть, во-вторых, даже если заболел, то болезнь проходит в легкой форме. Я на себе это испытал (был вакцинирован и ревакцинирован), но немного подорвал иммунитет и заболел. У меня ковид прошел без всяких последствий за семь дней.
Я бы хотел подчеркнуть, что те люди, которые не хотят вакцинироваться, должны подумать не только о себе, но и о других. «Не хочу вакцинироваться» - это твоя личная позиция, ты имеешь право рисковать своим здоровьем, но ты же живешь в обществе, ты также получаешь услуги здравоохранения. Если ты заболел сам, пока это выявится, ты ходишь и заражаешь других, представляешь угрозу для общества. Плюс, когда ты заболел, тебя госпитализируют в больницу, ты занимаешь койко-место. У многих людей есть хронические заболевания, им нужна медицинская помощь, из-за этого люди не получают её или получают в меньшем объеме.
Мы постоянно слышим много вбросов, всякой информации про последствия вакцинации и т. д. Люди с вакцинами живут уже многие десятки лет. Чем прививка от ковида отличается от остальных вакцин, которые мы спокойно ставим? К примеру, в лес идем - вакцинируемся от клещевого энцефалита. Пожарные, лесники и люди других профессий каждый год вакцинируются, и это нормально.
- Стоит ли нам ждать локдауна и дополнительных ограничений?
- На сегодня ситуация с ковидом не располагает к тому, чтобы вводить локдауны, ограничения. Повторюсь, мы пошли на дополнительные послабления, навстречу бизнесу, расширили возможность работы общепита, убрали ограничения режима работы до 23:00, разрешили банкеты, но опять же при условии, что наши коллеги сами ответственно отнесутся к здоровью и благополучию посетителей.
Расширены возможности для работы малого и среднего бизнеса. Разрешили работать банкетным залам и ночным клубам, но только при условии, что они ответственно будут относиться к здоровью своих посетителей, обеспечивать контроль и пускать на мероприятия только тех, кто имеет QR-коды. Мы понимаем, что скоро новогодние праздники. Как у аграриев весенний день год кормит, так и новогодние корпоративы многим позволят покрыть убытки. И люди всё равно будут искать варианты, как отпраздновать Новый год. Чтобы не провоцировать их на какие-то нелегальные вещи, лучше разрешить, обеспечив безопасность, необходимый контроль, чтобы не было коллективного заражения.
Летом, когда у нас был пик заболеваемости и мы вводили вынужденный локдаун, у нас было занято 3 200 мест в больницах. А сейчас - 1 200. И когда с 1 по 7 ноября президент дал право ввести локдаун, мы не стали этого делать. Единственное, повысили требование по QR-кодам, но ничего не закрывали, потому что у нас не было к этому предпосылок. То есть у нас нагрузка на систему здравоохранения была меньше, чем летом. Есть такая практика в некоторых регионах, когда проверяют QR-коды в общественном транспорте, но мы такое не планируем.
Коллеги, хотел бы вас поблагодарить за ответственное ко всему отношение. Тех же, кто явно не хочет соблюдать общие требования, единицы.
О транспорте
- Какая именно претензия к общественному транспорту? В комментариях люди часто пишут, что они как шпроты в банке ездят, водители набирают больше людей, чем должны набирать. В этом основная претензия к ним?
- Основная проблема в том, что емкость общественного транспорта ниже, чем необходимо. Мы плотно занимаемся этим вопросом, пока не самые большие сдвиги в этом направлении. В прошлом году купили 42 новых автобуса, буквально на днях по президентской дальневосточной субсидии поступили еще два новых больших автобуса. Понимаем, что сильно эти два автобуса нас не выручат.
Людей, которые должны доехать до работы, больше, чем самих автобусов. Понятно, что все набиваются битком. У этой ситуации есть много причин. Это касается и экономики самого транспорта, и специфики Улан-Удэ в целом. Недавно принято важное решение для искоренения проблем с транспортом. В этом году у республики появились дополнительные собственные доходы бюджета за счет работы крупных предприятий. Часть допдоходов пошла на погашение долгов бюджета, а 300 млн рублей выделено на закупку автобусов для Улан-Удэ.
- 300 млн - это сколько автобусов?
- Большой автобус стоит 10 млн, тогда это 30 больших автобусов. Если автобус средней вместимости, то он стоит порядка 6 млн. Поэтому сейчас город будет проводить торги, заниматься подбором и т. д. Мы передаем деньги городу. Конечно, цены выросли на все, и на автобусы в том числе. На цену также влияют сроки поставки: если дёшево - ждите долго, а если быстро - то дороже. А нам нужно и быстро, и недорого. Такая непростая задача стоит перед городом, но, думаю, коллеги справятся. Это не один месяц поставки, к сожалению. Сейчас зима, и для всех этот вопрос востребованный.
Недавно у нас было заседание президиума Госсовета, на котором обсуждалась транспортная стратегия. Я обратился к президенту с просьбой поддержать общественный транспорт. Он дал поручение правительству сформировать отдельную программу. Есть, конечно, программы у Минтранса, Минпрома, Минприроды (по части экологии) - разные проекты с отдельным финансированием. Но президент дал поручение сделать отдельную программу на всю страну, чтобы поддерживать развитие общественного транспорта. Мы, Бурятия и Улан-Удэ, соответственно, тоже туда попадаем.
О бизнесе и росте цен
- В числе наиболее острых проблем, помимо ковида, всех нас тревожит рост цен на продукты.
- Инфляция наблюдается во всём мире, но мы же говорим не про весь мир (важно не то, что происходит в Германии или Америке), мы говорим про себя. Это и ежегодный сезонный фактор - зимой овощи дорожают, в июле-августе дешевеют. Но даже эти колебания не такие, как раньше: если подешевели, то не настолько, а если подорожали, то чуть больше, чем в прошлый раз. В среднем рост цен есть, и это, конечно, задача для работы.
Министерство сельского хозяйства изучает цену поставщиков. Это касается и продукции бурятского производства, и других регионов. Есть вопрос, конечно, по тому, чтобы больше влиять на цены, больше производить самим. В этом году у нас был хороший урожай: побили рекорд по зерну, получили достойный урожай картофеля. Но тут возникает вопрос хранения. У нас нет овощехранилища. Наши производители выходят на другие регионы, и мы повезли нашу продукцию в другие регионы. Задача сейчас – создать овощехранилище, чтобы хранить у себя большие объемы и за счёт этого сдерживать цены. Средняя стоимость - порядка 300 млн рублей. Потому что на привозные продукты цены формируются с учётом логистики. И стоимость перевозок в стране возросла, а это тоже влияет на стоимость продуктов.