В этом году в баргузинском селе Уро появился уникальный для Восточной Сибири бизнес – мини-автозаправка. Здесь нет ни оператора, ни заправщика, только контейнер с топливом с терминалом для оплаты внутри. Необычная АЗС открылась тут не случайно. Предприниматель Пётр Фалилеев видел, с какими трудностями справляются его земляки, добираясь до единственной заправки в Баргузине, поэтому решил сэкономить людям время и деньги.
В рамках рабочего визита мини-АЗС посетил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Бурятии Чингис Матхеев, у которого новатор попросил помощи в расширении сети мини-АЗС.
Инновации в селе
В апреле 2021 года на окраине села Уро открылась первая в Бурятии и в Восточной Сибири мини-автозаправка. Она отличается от классических заправок своей компактностью, простотой использования и отсутствием сотрудников. Принадлежит АЗС жителю Баргузина, индивидуальному предпринимателю Петру Фалилееву.
- Откуда идея пришла? Заправка здесь одна в Баргузине. Например, от Баянгола до Баргузина туда-обратно 160 километров. Нужно практически 10 - 15 литров, чтобы доехать. Наблюдаю за людьми: ехать долго, поэтому они набирают сразу много-много канистр. Это проблематично и затратно. А тут инновационный проект. Приехал на автоматическую АЗС, быстро заправился и уехал. Качество топлива хорошее, гостовское. Это тоже много значит, - говорит он.
Пётр Фалилеев объясняет, как пользоваться мини-заправкой: «Пистолет вставил в бензобак. Зашел в контейнер, внутри вообще никого нет. На терминале выбрал ДТ или АИ-92, способ оплаты, внес нужную сумму и начался отпуск. Все».
Увидеть необычную АЗС в Уро 26 ноября в рамках рабочего визита приехал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Бурятии Чингис Матхеев. Фалилеев рассказал омбудсмену, что приобрел мини-заправку в Челябинске.
- Это готовый, сертифицированный продукт. При покупке контейнеров можно выбрать их объем, минимум пять кубометров. У меня объем 20 кубометров: половина дизельного топлива и половина бензина АИ-92. Производители сами привезли, установили по всем нормам, подключили электроэнергию и все, дальше можно торговать, - объясняет предприниматель. – Топливо закупаю на Ангарском нефтеперерабатывающем заводе. Доставка получается дешевле, чем из Улан-Удэ. Окупаемость, по расчетам, составит три года. Вначале тяжело было, люди путались, а сейчас проблем нет, привыкли и научились заправляться.
Сам владелец мини-заправки живет в Баргузине. В Уро приезжает периодически на приемку топлива и обслуживание АЗС. При этом Пётр постоянно контролирует объект с помощью камер видеонаблюдения, есть сигнализация.
Больше топлива – дешевле бензин
Пётр Фалилеев поделился с Чингисом Матхеевым текущими проблемами и планами по развитию бизнеса. Например, отсутствует стабильность на российском рынке топлива, так как закупочная цена постоянно варьируется.
- Сейчас закупился, а через месяц цена совсем другая. Дизель продаю в убыток почти за 62 рубля. Закупочная цена 55 рублей, его вообще невыгодно возить. У АИ-92 закупочная цена 47 рублей, транспортировка добавляет еще три рубля. Я продаю почти за 52 рубля, - делится предприниматель. – У меня топливо стоит немного дороже, чем на больших заправках, потому что объем небольшой. Буду везти больше топлива, соответственно, цена доставки и стоимость самого бензина упадет.
По словам Фалилеева, он планирует выйти на большой объем поставок топлива. К нему уже обращались заинтересованные люди с просьбой помочь открыть мини-заправки в селах Улюн, Ина. В последнем заправка закрылась.
- Летом Министерство сельского хозяйства приезжало, интересовалось. Как дилер подписал с ними договор. Могу в принципе как дилер работать по Бурятии, проконсультировать, помочь при покупке, с установкой. Да хотя бы показать мини-заправку. Все равно новый человек боится, тяжело разобраться, - отмечает Пётр. - Буксуем. Как у всех, всё упирается в деньги. Подал документы на получение льготного кредита в Фонде поддержки малого предпринимательства. Планирую взять под залог имущества. Саму мини-заправку заложить не могу, потому что это оборудование. Хотел взять два миллиона, чтобы закупить и поставить две АЗС объемом 10 кубометров для АИ-92. Но прибыли хватает только на получение 1,1 млн рублей. Придется одну для начала ставить. Хотелось бы поддержки небольшой, гарантии.
Многие вопросы предпринимателей, которые касаются субсидирования и льготного кредитования для развития бизнеса, можно решить в рамках мер поддержки нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Мини-АЗС, или мини-заправка, – это заправочные комплексы, предназначенные для заправки транспорта только жидким моторным топливом: ДТ или АИ. Существуют несколько видов мини-АЗС. В селе Уро представлена автоматическая контейнерная автозаправочная станция (КАЗС) – это контейнер хранения топлива с встроенной топливораздаточной колонкой (ТРК), где отпуск топлива производится автоматически через терминал за наличный и безналичный расчет, то есть без оператора.