Федеральный закон под № 248 «О новых требованиях осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»» вступил в силу 1 июля 2021 года. Касается он в первую очередь взаимосвязи предпринимателей и контролирующих органов.
"Тяжелая система контроля"
Этот закон значительно корректирует прежние системы проверок предпринимателей. К примеру, если до этого недобросовестных владельцев кафе или магазинов спешили сразу же карать рублём, то со вступлением в силу нового закона № 248 у предпринимателей будет шанс исправить все недочёты, прежде чем получить штраф.
- У нас очень тяжёлая система контрольного надзора и некоторые нормы действуют ещё со времён СССР, а следовательно, многие требования уже не актуальны, - комментирует новый закон уполномоченный по правам предпринимателей в Бурятии Чингис Матхеев. - Это признано проблемой на федеральном уровне ещё более пяти лет назад. В контрольном надзоре задействовано свыше 30 федеральных органов, осуществляющих проверки в разных сферах. Сюда относятся и Роспотребнадзор, и Россельхознадзор, и Ространснадзор, и многие другие, включая и региональные органы надзора. Некоторыми проверками занимаются министерства и муниципальные органы. Проще говоря, много кто и много чего проверяет. И это проблема. В стране создали реформу контрольно-надзорной деятельности, смысл которой контролировать категории объектов, несущие в себе более высокие потенциальные риски. Но если потенциальные риски объект не несёт, то зачем его проверять? Самый главный контролёр - это клиент. Допустим, если в кафе кого-то отравили, то это преступление. И лично я считаю, что это должно быть уголовно наказуемо. А просто так осуществлять проверки, считаю, нет смысла.
Один из основных пунктов новшества - это сокращение сроков проверок. Отныне общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать десяти рабочих дней (раньше этот срок составлял 20 дней). Срок начнёт отсчитываться с момента, когда истребованные документы представлены проверяющим. Выездная проверка - не более десяти рабочих дней.
Много изменений
Кроме того, согласно новому закону, если у организации есть подразделения в разных регионах, то для каждого из них срок будет устанавливаться отдельно. Общее же время взаимодействия проверяющих с малым бизнесом ограничено: не более 15 часов для микропредприятий и не более 50 часов для остальных. Инспекционный визит не превысит более одного рабочего дня на одном объекте, рейдовый осмотр - не более десяти рабочих дней. Сроки остальных мероприятий определяют исходя из периода времени, который обычно нужен для закупки, изъятия проб или проведения экспертиз.
- Появилось много изменений. Сейчас, вместо того чтобы дать время исправить нарушение за отведенный срок, сразу начинают накладывать штрафы на предпринимателей. С другой стороны, контролеров, ориентирующихся на указанные в законе положения, понять можно. Соответственно, в новом законе появилось много профилактических мер, - отметил Чингис Матхеев.
Другой важный пункт заключается в том, что с 1 июля 2021 года доступна процедура досудебного обжалования решений федеральных органов надзора.
- У предпринимателей появилось много возможностей досудебного урегулирования возникших проблем. Соответственно, мы должны участвовать в этих проверках и предприниматели могут нас привлекать. С учётом этого я могу назначать общественных представителей для участия в проверках, что даёт более адекватное решение в пользу предпринимателей, - комментирует бизнес-омбудсмен Бурятии.
С принятием закона процедура досудебного обжалования решений федеральных органов государственного контроля надзора (например, МЧС России или Роспотребнадзор) станет доступна для наиболее распространенных видов государственного контроля, используя по возможности различные формы публичной коммуникации, включая официальные аккаунты органов власти в соцсетях, центры «Мой бизнес», МФЦ, региональные сообщества и общественные организации.
Будет дополняться
Кроме этого, отныне решения, принятые по результатам проверки, проведённой с грубым нарушением, подлежат отмене вышестоящим контрольным органом или судом, в том числе по представлению прокурора.
Безусловно, федеральный закон № 248 будет дополняться. Так, не позднее 1 января 2022 года должны быть приняты положения о видах регионального государственного контроля и видах муниципального контроля на основе федерального закона. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным федеральным законом № 294 (“О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).
Добавим, что в первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона проводились по утвержденной ранее программе профилактики на 2021 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия проводятся по правилам закона № 248 без утверждения программы профилактики.
Все плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, проводились (будут проводиться) по плану, утвержденному в соответствии с законом № 294.
Многие вопросы предпринимателей, которые касаются субсидирования и льготного кредитования для развития бизнеса, можно решить в рамках мер поддержки нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Для этого следует обратиться в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей РБ, центр "Мой Бизнес" либо в Минпромторг РБ.
По всем вопросам обращаться в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Бурятия: 8 (3012) 21-78-97, 8 (3012) 21-78-79.