По образованию Баир Цыденов - учитель биологии, а по зову сердца - музыкант. И он умеет не только виртуозно играть на музыкальных инструментах, но и искусно их изготавливать. 53-летний Баир Александрович сделал своими руками уже не один морин хуур, домру и чанзу.
Но есть у нашего земляка и ещё одно благородное занятие - мужчина учит мастерить музыкальные инструменты детей с аутизмом.
Двести с лишним звуков
До серьёзного увлечения музыкой Баир Александрович успел потрудиться и учителем в школе, и преподавателем в техникуме, и даже десять лет проработал в милиции. Десять лет назад, выйдя на пенсию по выслуге лет, уроженец Оронгоя нашёл интересное и необычное хобби - изготовление музыкальных инструментов.
Это немудрено, ведь Баир Цыденов происходит из рода, славящегося искусными мастерами по работе с деревом и железом. Будучи ребёнком, он сам мастерил себе из дерева игрушки, клюшки и санки, а в зрелом возрасте умело делал столы, стулья и другую мебель.
Более того, мальчишкой он самостоятельно научился играть на разных музыкальных инструментах. В десять лет наш земляк взялся за гармонь, затем сел за баян, освоил гитару, балалайку, чанзу, домру, мандолину. Позже выучился игре на синтезаторе, ударных инструментах, а пять лет назад заиграл и на духовых.
Но одно из главных музыкальных событий случилось с Баиром Александровичем в 25 лет. Тогда он впервые услышал звучание национального монгольского инструмента, популярного и в Бурятии, - морин хуура. Можно смело сказать, что эти звуки сразили молодого человека, и он загорелся желанием иметь свой инструмент. Но догадывался ли он тогда, что через пару десятков лет сделает его сам?
- Сегодня я нашёл себя мастером музыкальных инструментов. Я изготавливаю морин хууры, домры, начал делать чанзы. Сделал электрогитару в бурятском стиле с более национальным звучанием, похожим на чанзу, - рассказывает Баир Цыденов. - Но самый сложный и интересный инструмент - это морин хуур. Казалось бы, там всего две струны, но в каждой из них по сто с лишним волос и, когда играешь, каждый волос выдаёт свой звук. Получается богатое звучание, богаче, чем на других инструментах. Двести с лишним звуков! Есть такое понятие, как обертон - это очень высокочастотные звуки до двух тысяч герц. Для сравнения: звук пения птиц примерно три тысячи герц.
Не каждому дано
Материалом для изготовления морин хуура служит сухая древесина - берёза, ель, сосна, бук, ясень. Каждое дерево даёт свой звук. Чуть посложнее обходится дело со струнами. Их нужно заказывать в Монголии, либо договариваться с местными коневодами. Желательно, чтобы на струны шли волосы именно бегового коня, ведь чем взрослее конь, тем лучше. Удивительно, но звук инструмента может зависеть и от породы лошади. И человек с тонким музыкальным слухом может легко понять, что от каждого коня у морин хуура разный звук.
- Секретов в изготовлении морин хуура много, ведь это самый сложный из всех музыкальных инструментов. Если гитару можно сделать на станке, то морин хуур - ручная работа. Знания - это одно, а мастерство и опыт - совсем другое, - с улыбкой объясняет Баир Александрович. - Сделать морин хуур можно и за день. Всё зависит от вдохновения, а если его нет, то, как говорится, хоть молотком по голове теши. А если захочешь, то и за ночь сделаешь.
Мастер уже потерял счёт тому, сколько инструментов он изготовил, но зато не забыл свой первый опыт в изготовлении морин хуура. Первый был из фанеры, не совсем походил на национальный инструмент, а традиционная конская голова на грифе напоминала не то осла, не то волка.
Набравшись опыта, наш земляк отправился в Иркутскую область обучать желающих мастерить морин хууры. Он сразу подчёркивает - это дело дано не каждому.
- Когда меня пригласили в Баяндаевский район Иркутской области, то сказали, что будет десять учеников. Из них пришли семеро, четверо в процессе «отсеялись», трое доучились, двое из них заболели и легли в больницу, а единственный оставшийся просто перестал делать морин хууры. В итоге из тех двоих, которые попали в больницу, один почти полностью посвятил себя этому делу, а второй так, балуется, - вспомнил Баир Цыденов.
Занятия с детьми
Летом этого года Баир Цыденов пришёл работать преподавателем столярного дела в «Фонд здоровья Бурятии», где проходят поддержка и развитие особенных детей. В свободное время мужчина обучает всех желающих, в том числе и детей с аутизмом, игре на морин хууре и домре, разучивает с ними народные песни, оды, улигеры.
- У нас идёт производство сувениров и деталей для музыкальных инструментов. С детьми мы готовим смычки и струны из конского волоса. В столярной мастерской я провожу часы с ребятами с аутизмом. Они очень старательны. Если совсем недавно делали с ними всё вручную, то сейчас понемногу переходим на станки. Парням по 16 - 17 лет, и им уже можно доверить работу на шлифовальном станке. Раньше они боялись даже звука, а сейчас становятся уверенными. Они все разного уровня - кто-то поскромнее, кто-то побойчее, потому к каждому нужен индивидуальный подход, за каждым мы следим, каждого ведём к цели и следим за тем, кто как развивается, - говорит преподаватель.
Предлагает Баир Александрович детям и поиграть на инструментах. Музыкальные занятия идут в уютном кабинете, где на стенах висят самодельные домры и морин хууры, на столе красуются баян и аккордеон, а в центре зала стоит ударная установка. Этот кабинет не только музыкальный, но и служит комнатой для релаксации особенных детей. Считается, что музыка оказывает для ребят с таким недугом благодатное влияние.
А когда Баир Цыденов берёт в руки морин хуур, кабинет наполняется неповторимым волшебным звуком, проникающим в глубь души...
- Желательно, чтобы в каждом доме на почётном месте хранился морин хуур. Звуки морин хуура очищают дом от негативной энергии и привлекают положительную. Человек, пришедший в гости, должен дотронуться до струн инструмента, чтобы его звук принёс удачу. В Монголии, например, семью, которая имеет морин хуур, называют «целой семьёй», - рассказывает музыкант. - Услышав однажды этот инструмент, вы запомните его навсегда. Его звучание будет вам навевать воспоминания о привольно раскинувшихся бурятских степях и долинах, о стремительных горных ручьях, горных вершинах, покрытых снегом даже в знойное лето.