Это уже вторая за полгода трагедия, унёсшая жизнь сотрудника золотодобывающего предприятия. Третьего июня при взрывных работах в штольне погиб шахтёр-проходчик. В истории иркутской компании «Рифей», владеющей рудником, также долги по зарплате и множество нарушений.
В Окинском районе Бурятии следствие устанавливает обстоятельства гибели проходчика после взрыва в забое «Восстающая» золотого рудника Владимирский. Утром 4 декабря в шахте, принадлежащей горнодобывающей компании «Рифей», было обнаружено тело работника.
- По предварительным данным, мужчина погиб в результате отравления угарным газом, оставшимся в штольне после проведения плановых работ. Также медицинская помощь в связи с отравлением газом потребовалась еще одному работнику. По данному факту Тункинским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Бурятии возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 217 УК РФ (нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее смерть человека), - сообщает пресс-служба СУ СКР по Бурятии.
После трагедии к шахте выехала следственно-оперативная группа. На предприятии изъята документация, касающаяся техники безопасности, и проведены допросы работников и горных мастеров. Точная причина смерти проходчика будет установлена судебно-медицинской экспертизой. По данным СКР на 14 декабря, ожидается заключение межведомственной комиссии, в которую вошли представители гострудинспекции и специалисты по профилю.
Мы направили запрос в ООО «Рифей» по факту происшествия. Ответ будет опубликован после его получения.
«Привезли тело и отправили 150 тысяч»
Напомним, что третьего июня на руднике Владимирский также во время взрыва погиб проходчик. В забое шахты рудника в тот день закладывали взрывчатку для проведения буровзрывных работ. Но по неизвестной причине она сдетонировала. В этот момент в штольне работали 8 человек. Семеро выживших эвакуировались самостоятельно. Погибшим оказался 30-летний Дмитрий Бодров. Его тело нашли под завалами.
Третьего декабря исполнилось полгода со дня смерти Дмитрия. Нам удалось найти мать погибшего мужчины. По словам Тамары Михайловны, на руднике, где работал её сын, из-за нехватки специалистов проходчики, помимо своих обязанностей, выполняли также взрывные работы, каждый день рискуя жизнями.
- Мой сын был шахтёром, проходчиком, но в то же время выполнял работу взрывника, хотя не имел к ней допуска. Насколько я знаю, только после его смерти предприятие набрало взрывников и мастеров, - говорит Тамара Бодрова.
- Ребята не отказывались выполнять эту работу?
- Им говорили: «Не хочешь - увольняйся, найдём других». У всех ипотека, у всех дети, понимаете. Человек не может уйти в никуда.
- У Дмитрия осталась семья?
- У него только я и его сын. Дима у меня единственный ребёнок был.
- От «Рифея» какая-то помощь вам поступала?
- Никакой. Те два миллиона, что мне выплатили, - это чисто страховка. Суд с «Рифеем» у нас до сих пор идёт. Они в последнее время вообще начали говорить, что в эти два миллиона они тоже вложились. Хотя это от страховой компании. Сейчас мы будем подавать на них в Верховный суд. Их помощь была только в том, что они привезли тело моего ребёнка, отправили на карточку 150 тысяч. Ну и гроб с памятником. Вот, третьего декабря у Димы было полгода, и на следующий день у них снова погибает парень… Тоже молодой. Тот, что пострадал, и тот, что погиб, - оба с Тунки.
- Дмитрий рассказывал что-либо об условиях труда?
- Он старался не жаловаться, чтобы не волновать меня. Единственное, говорил, что питание у них плохое и что шахтёры выполняют работу взрывников. При этом ему платили только как шахтёру. И так каждый день. Например, на полтора месяца он ехал на вахту и половину вахты ходил в ночь, половину - в день. Сначала шёл как взрывник, а потом в том же месте уже как проходчик - такая последовательность у них. И за взрывные работы ему не платили. Оттуда очень многие бежали, нормальные работяги, знающие своё дело.
По словам Тамары Михайловны, в августе её сын собирался уходить с предприятия, так как нашёл другую работу.
Вовремя не выплачивалась зарплата и не выдавались средства защиты
Как сообщает телеграм-канал BabrMash, среди нарушений, выявленных Рострудом на предприятии в этом году, незнание работниками оценки условий труда и отсутствие медосмотров. Кроме того, работникам не выдавались средства защиты органов дыхания, кожи, глаз и спецобувь, а также вовремя не выплачивалась зарплата и не предоставлялся отпуск. За вредные условия некоторым недоплачивали, нарушалась техника пожарной безопасности. Мы направили запрос в Государственную инспекцию труда в Бурятии с просьбой подтвердить или опровергнуть эту информацию.
По данным «Руспрофайла», за год на золотодобывающем предприятии «Рифей» в ходе внеплановых проверок нашли десять нарушений. Три проверки проводились с целью защиты прав и интересов работников.
В сентябре прокуратура Окинского района провела проверку в ООО «Рифей» и установила, что руководство компании «не приняло своевременные меры к назначению лица, ответственного за взрывные работы, на предприятии ненадлежащим образом осуществлялся учет взрывчатых веществ». К работе на руднике были допущены лица, не прошедшие обязательное психиатрическое освидетельствование и обучение, некоторые работники предприятия не были обеспечены средствами индивидуальной защиты.
Генеральному директору предприятия внесено представление, нарушения устранены, три должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Начальник рудника и начальник участка подземного горного участка привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ (нарушение государственных нормативных требований охраны труда). Постановления вступили в законную силу.
Штраф за загрязнение реки
Весной 2019 года жители Окинского района заметили, что река Барун-Холба помутнела и изменила цвет. Люди утверждали, что в реку попадают отходы от деятельности золотоизвлекательной фабрики. Прокуратура провела в отношении ООО «Рифей» проверку, в ходе которой в пробах воды обнаружили превышение нормы по взвешенным веществам.
Компанию привлекли к административной ответственности за загрязнение водоёма по ст. 8.33 КоАП РФ (нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов). «Рифей» получил представление и устранил последствия загрязнения, сняв слой льда и складировав его в хранилище фабрики, чтобы при таянии не произошло дальнейшее загрязнение.
Справка
ООО «Рифей» – золотодобывающая компания, владеющая двумя рудниками подземной добычи – Владимирский и Барун-Холба, расположенными в Бурятии. «Рифей» разрабатывает Владимирское рудное поле с запасами 7,2 тонны золота и ресурсами 52 тонны. Проектная мощность – 120 тысяч тонн руды в год, производительность – 350 кг золота. Рудник Владимирский находится в 30 км от посёлка Самарта в Окинском районе. С 25 декабря 2015 года «Рифей» вместо Окинского района Бурятии перерегистрировался в Иркутске. По данным «Руспрофайла», руководителем компании «Рифей» является Азат Ахатович Ахметов. Уставный капитал предприятия составляет 12 тысяч рублей. Среднесписочная численность сотрудников в 2020 году - 461 человек.