Издание «Russia Today» рассказало о представительницах прекрасного пола, которые, выйдя из тюрьмы, обрели популярность в соцсетях. На первый взгляд, блоги бывших заключённых ничем не отличаются от других – ухоженные женщины выкладывают красивые фотографии, пишут вовлекающие тексты и используют стандартные приёмы по продвижению аккаунта. Вот только вместо рецептов к праздничному столу там – видео «Как организовать быстрый перекус на зоне», а вместо постов о путешествиях в экзотические страны – откровенное повествование о местах лишения свободы. Журналист «RT» решила выяснить, зачем так называемые «инстазечки» рассказывают о жизни в неволе, как их изменила тюрьма и кто следит за их постами.
Одной из героинь публикации стала жительница Бурятии Надежда Соколова (фамилия изменена – прим. изд.). 42-летняя мама троих детей и уже бабушка живёт в небольшом посёлке и зарабатывает, ведя блоги в соцсетях. В её Instagram насчитывается 30 тысяч подписчиков, а в TikTok – аж 250 тысяч. За такую аудиторию многие блогеры борются долгие годы.
Контент на страничке Соколовой @Nadya.zechka базируется на пяти годах, проведённых в заключении. Началось всё с того, что в 2013-ом она уехала на заработки на Камчатку.
- Планы были грандиозные. Думала, что вернусь домой королевой, на собственной машине, – вспоминает Надежда.
Поработав на двух заводах, наша землячка устроилась в магазин и, по собственному же признанию, «будто с ума сошла». Начала сильно выпивать. В том же году произошла пьяная драка в компании её знакомых. Пострадавший впоследствии умер.
Соколовой дали восемь лет в колонии общего режима по статье за причинение тяжкого вреда здоровью. Сначала женщина отбывала наказание в Улан-Удэ, где в 2015-м у неё нашли рак шейки матки первой стадии и предложили поехать в лечебно-исправительное учреждение. Надежда отказалась – «не хотела покидать Бурятию». К тому же болезнь поначалу её не мучила.
В 2016-ом Соколову перевели в колонию-поселение в Гусиноозёрске (Бурятия). Через два года Надежда подала документы на условно-досрочное освобождение по состоянию здоровья. Суд запрос принял, и в 2018-ом Надежда вышла на свободу.
- Не могла поверить, что теперь я дома, со своей семьёй. Когда приехала, то первым делом налила себе кофе и вышла на балкон – в тюрьме мне этого очень не хватало. И, конечно, наконец-то выспалась, – поделилась она. – После сразу же взялась за лечение – прошла курс лучевой терапии, а в 2019 году мне удалили опухоль. Сейчас себя чувствую очень хорошо.
Честную трудовую жизнь Надежда решила вести в качестве мастера по наращиванию ресниц. Но дело не пошло – клиентов было мало, и осенью 2019-го она начала покорять Интернет.
- На это меня уговорила старшая дочь. Она вела свой блог, когда я ещё отбывала наказание, рассказала обо мне, и её подписчики ждали моего освобождения. Тогда ещё не было женщин-блогеров, отсидевших срок. Долго не могла собраться с мыслями и записать своё первое видео. Сейчас смотрю архив и удивляюсь, какие у меня тогда были перепуганные глаза, – улыбается женщина.
Самые популярные ролики в её аккаунтах – тюремные рецепты. Например, быстрый перекус из хлеба, растительного масла и бульонного кубика или котлеты из овсянки, картошки, лука и чеснока. А видео, как приготовить пирожки из хлеба и растворимого картофельного пюре, набрало аж четыре миллиона просмотров.
Не обходит вниманием Надежда и другие аспекты бытовой жизни заключённых. К примеру, переодевшись в тюремную форму, с юмором изображает шок новенькой в камере. К ведению аккаунта жительница республики подходит основательно – первое время даже нанимала продюсеров, чтобы помогли со сценариями для роликов. Однако все карты на стол Соколова выкладывать не торопится – она пишет книгу, для которой приберегает самые яркие истории.
- Цель моего блога – уберечь женщин от необдуманных поступков, мотивировать их жить нормальной жизнью. Меня смотрят абсолютно разные люди – и никогда не бывавшие в колонии, и те, кто сам раньше сидел, и те, у кого сидят родственники. Именно им я хочу показать, что тюрьма может исправить, что после освобождения можно стать лучше, чем ты был «до», – говорит Соколова. – Считаю, что ниша блогеров-бывших заключённых свободна. Людям это интересно, и сейчас однозначно есть тренд на откровенность.