транспорт
6038

Северобайкальск в скором времени может остаться без общественного транспорта

Что происходит с маршрутками во втором по величине городе Бурятии

Фото: А. Алексеев

Второй по величине город в Бурятии Северобайкальск может остаться без общественного транспорта. Тому есть целый ряд причин - это как маленький пассажиропоток и проблемы с документами, так и конкуренция с таксистами-нелегалами. 

Перевозчики понимают, что жителей города оставлять без автобусов нельзя, но и работать себе в ущерб, каждый день рискуя при этом получить крупный штраф, они тоже не могут. 

Машины пора менять

В северном городе Бурятии, с населением чуть больше 23 тысяч человек, на сегодняшний день работают три основных маршрута. Один из них пользуется популярностью, потому что возит людей из микрорайона Заречный, который немного отрезан от основного города, и добраться оттуда в центр Северобайкальска другими способами жителям практически невозможно. 

Два же других маршрута даже в городской администрации называют выживающими. Несмотря на то что они пользуются спросом среди горожан, общего числа пассажиров для покрытия всех расходов сейчас не хватает. 

- Перевозчик маршрута № 1, который действует внутри города, ещё полгода назад сообщил, что полномочия осуществлять не может, потому что маршрут не выгоден, - сообщает председатель комитета по экономике и инвестиционной политике г. Северобайкальска Оксана Колесникова. - Мы со своей стороны думали, как их поддержать, и с июня по декабрь стали частично помогать с затратами на бензин. Каждый год выделяем и по 200 тысяч на каждого перевозчика, на обеспечение безопасности. С имеющимся пассажиропотоком своими силами им этого сделать было невозможно. Мы подали главе города бумагу по разработке мер поддержки муниципальных маршрутов, потому что своими силами они не справятся с проблемами. В кредиты уйти они тоже не могут. 

Сегодня содержать несколько микриков перевозчикам не совсем выгодно - расходы почти поравнялись с доходами из-за низкого числа пассажиров. Не хватает и рабочих рук. Например, в компании ООО «Маршрут-Сервис» и вовсе из водителей остались одни пенсионеры, потому что опять же из-за низкой доходности здесь нет возможности обеспечить работников достойной зарплатой. В другой компании - ООО «Автоэкспресс +» - трудится семейный подряд: руководитель Анастасия Сапожникова и её муж - водитель Михаил, который, кстати, уже уходит на пенсию. 

- У нас и проблемы с машинами есть. Сейчас новый автобус взяли в лизинг, с которым, слава богу, рассчитались, - говорит Анастасия Сапожникова. - Но есть у нас машины старые, их пора менять, мы понимаем, что своими средствами этого сделать не сможем. Один новый автобус стоит под 3 млн рублей! У нас есть и гаражи, но мы не можем никак документально показать, что они у нас имеются. А содержать и обслуживать их - это расходы. Сейчас стоимость проезда 35 рублей, а по нашим подсчётам, чтобы оправдать все расходы, проезд должен стоить больше 40 рублей. Но мы понимаем, что не сможем брать с людей такую сумму. 

Проблемы со страховками

Также, по словам маршрутчиков, тратиться регулярно приходится и на обеспечение безопасных перевозок по всем нормам и стандартам. Сюда входят установка тахографа и ГЛОНАСС. 

- Мы поставили тахографы, и нам говорили, что в них вмонтирована ГЛОНАСС, а оказалось, что ее нет. Убрали старые, нас заставили поставить новые. Сейчас говорят, что через два года надо будет ставить уже другие. Мы постоянно что-то ставим, что-то покупаем. И суммы на это уходят крупные, - рассказала руководитель компании ООО «Автоэкспресс +». 

Остро встал вопрос у северобайкальских маршрутчиков с прохождением обязательного техосмотра и оформлением страхового полиса. По их словам, страховые компании, услышав фразу «автобусные перевозки», сразу же идут в отказ без объяснения причин. 

- Страховка кончается, диагностики у одной машины уже нет, у другой заканчивается в январе. Помимо этого мы делаем страховки пассажиров, и они тоже заканчиваются, - объясняет водитель Сергей Фоменко. - Техосмотр у нас в городе сделать негде. Чтобы сделать техосмотр, нужно ехать в Усть-Кут за 350 километров по несуществующей дороге и разбивать последние машины. 

Как говорит представитель администрации Северобайкальска Оксана Колесникова, они пытались звонить в страховые компании, чтобы решить вопросы с маршрутками, однако на всё получили устный отказ без объяснения причин. 

Таксисты отбирают «хлеб»

И, наконец, настоящая боль северобайкальских маршрутчиков - это конкуренция с таксистами. Последние отбирают у перевозчиков их хлеб, при этом занимаясь извозом нелегально. 

Конечно, многим жителям удобно воспользоваться услугами такси, чтобы не ждать маршрутку. Но в администрации города опасаются, что таксисты-нелегалы в любой момент могут угробить пассажиров, а крайними в этой ситуации станут власти, допустившие в своём городе опасный частный извоз. 

- У нас было столько примеров, когда таксисты приезжали в неадекватном состоянии. И машины у многих без техосмотра, и вообще неизвестно, в каком они состоянии. Другими словами, такие таксисты не могут обеспечить безопасность пассажиров. Плюс - неуплата налогов, в отличие от перевозчиков. Такси сильно подрывает пассажиропоток и доходность наших маршрутов, - уверена Оксана Колесникова. - Проблему с таксистами мы ставили и перед сотрудниками ГИБДД, и перед Минтрансом, потому что только у последних есть полномочия на проверку. Но вопрос так и остался не решён. У ГИБДД же в планах нет показателей по нелегальному такси. 

- А чтобы уличить таксистов в нелегальной деятельности, администрация должна поймать его на этом, и не один раз, и только в определённый момент, например, в момент оплаты пассажиром его услуги. А это практически не реально, - объясняет водитель Сергей Фоменко. 

Соответствующие проблемы перевозчиков мы изложили в письменном запросе в Министерство транспорта Бурятии, ответ на который обещали дать позже.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях