убийство
19200

Не для слабонервных: На суде Бурятии обнародовали кадры с трупами девушек, убитых в Клюквенной пади

Громкое уголовное дело 20-летней давности продолжает обрастать новыми подробностями

Фото: baikalskieogni.ru

Жестокое убийство, которое потрясло всю страну, произошло в Бурятии ещё 20 лет назад – в августе 2002 года. Тогда в четырёх километрах от трассы «Иркутск – Чита», в местности Клюквенная падь, что в Кабанском районе, обнаружили тела девушек 17 и 18 лет с признаками насильственной смерти. Одна из них училась в медколледже, другая окончила местную школу.

Выйти на след убийц удалось лишь 17 лет спустя. Под конец 2019-го в Бурятии по подозрению в зверской расправе арестовали бывшего и действующего сотрудников полиции. Правда, с одного из них – Евгения Инкина – позже сняли все обвинения и выпустили из-под стражи. Это вызвало волну негодования у местных жителей. Громким убийством заинтересовались в следственном комитете России. Председатель СКР Александр Быстрыкин поручил подчинённым заняться этой историей.

Основной обвиняемый – Дмитрий Истомин. Он трудился во вневедомственной охране, а после устроился в Кабанский РОВД и стал заниматься расследованием экологических преступлений. После сокращения перешёл в дежурную часть. Истомин был ближе всех знаком с одной из погибших – росли в одном дворе. Многие соседи считали его семью идеальной – жил в квартире с женой, двумя детьми и рыжим котом. На момент убийства ему был 21 год. Следователи считают, что именно он расправился с девушками, сообщал ранее «Life».

В деле также фигурирует полковник Владимир Казадаев, который проходит как свидетель. На момент задержания Истомина и Инкина Казадаев возглавлял одно из управлений МВД по Центральному федеральному округу. Свою карьеру начал ещё в 2000-х обычным оперуполномоченным уголовного розыска в полиции Кабанского района. Дела шли хорошо, и в 2013-м он превратился из обычного опера в заместителя начальника УМВД по Улан-Удэ. Уже через три года уехал в Москву и занял должность замначальника МВД по транспорту московского узла. Последней точкой в его карьере стало УТ МВД России по ЦФО, которое он возглавил в 2019 году.

Жена Евгения Истомина по-прежнему уверена в его невиновности. Она уже рассказывала о той ночи, когда произошло убийство, а также заявила о пропавших показаниях некоторых свидетелей. Кстати, вместе с убитыми была ещё одна местная жительница – Екатерина Пономарёва. Она долго отказывалась давать показания, поскольку боялась за свою жизнь. «Зачем? Чтоб меня потом убили? Конечно, мне угрожали. Они меня и топили, и следили за мной. Мне пришлось уехать оттуда», – заявляла ранее Пономарёва. 

Мама одной из погибших – Жени Шекуновой – в беседе с «Информ Полисом» назвала Катю «тёмной лошадкой» во всей этой истории. А в декабре в Сети появилось видео с показаниями девушки, которые она дала в суде. Запись под названием «Топили, заставляя молчать», которая длится более часа, опубликовала на своём YouTube-канале известная в республике правозащитница Надежда Низовкина.

Пономарёва сообщила, что Истомин несколько раз ударил одну из своих жертв – Катю Патеюк – топором. Вторая (Женя) испугалась и побежала, пообещав написать на правоохранителей заявление, но «её догнал и привёл Инкин». Свидетельница также вспомнила, что полицейский наносил удары топором по голове.

Екатерина призналась, что многое уже не помнит, ведь с тех пор прошло почти 20 лет. О месте, где оставили тела убитых, она тоже ничего не знала. Зато рассказала, как стражи порядка привезли её на речку и окунали головой в воду. Один из них – Александр Попов – стал вторым обвиняемым по эпизоду похищения и покушения на Пономарёву.

Вскрылись на заседании другие жуткие подробности тех страшных событий. Например, что после убийства выкопали неглубокую яму и «девчонок положили одну на одну». Правда, Екатерина не знает, в каком именно порядке.

Воздействие на потерпевшую

На том судебном заседании, которое проходило с участием присяжных, присутствовали наши коллеги из районной газеты «Кабанские огни». Журналисты заметили, что только с Екатериной Пономарёвой на процесс пришли четверо. Двое – госохрана и ещё двое назвались «представителями потерпевшей».

Кате с трудом далось обращение к суду – она растерялась, рассмеялась, а потом чуть не заплакала. Временами происходящее в зале напоминало драму с уже распределёнными ролями, где главные зрители – присяжные. К ней тщательно готовятся: все процессуальные вопросы решаются в их отсутствие, пишет издание.

Со вступительным словом к присяжным обратился гособвинитель, рассказавший, в чём обвиняют подсудимых. Кратко эту речь можно пересказать так. 10 августа 2002 года Истомин и Инкин распивали спиртное со знакомыми девушками – Катей Патеюк и Женей Шекуновой. Между Патеюк и Истоминым вспыхнула ссора, и последний нанёс ей четыре удара обухом топора по голове. В это время Женю удерживал Инкин, а после Истомин и её пять раз ударил по голове. Злоумышленники перевезли тела в Клюквенную падь и закопали.

Прокурор отметил, что уголовное дело осложнено двумя факторами. Первый и самый важный – расправа над девушками и покушение на убийство Пономарёвой произошли почти 20 лет назад. Второй – воздействие на Екатерину (которая в итоге смогла убежать от полицейских).

- Несмотря на это, убеждён, что вам не составит труда принять правильное решение о виновности Истомина, Инкина и Попова, – подчеркнул гособвинитель.

Подсудимые вину не признали и заявили о готовности дать показания. Их отношение к обвинению выразили адвокаты. В отличие от представителя прокуратуры, защитники не были так уверены в том, что присяжным «не составит труда» разобраться в деле. Каждый обратился к ним с просьбой набраться терпения, проявлять активность, задавать вопросы и просить суд разъяснять непонятные моменты.

Адвокат Евгений Вишневский назвал обвинение «крайне необоснованным и оторванным от жизни», основанном на одном источнике доказательств, «не выдерживающем никакой критики». И в этот момент его прервал гособвинитель, заявивший, что недопустимо критиковать доказательства. Судья согласилась, но заметила при этом, что прокурору нужно быть чуть корректнее – «сбили человека».

Адвокат Евгения Инкина Ольга Коренева заявила, что её подзащитный не признаёт вину по всем четырём составам предъявленного обвинения. Ну а Анна Скидан, защищающая Александра Попова, отметила, что «обвинение составлено таким образом, что частью противоречит логике, частью – здравому смыслу, а частью – самому себе».

После небольшого перерыва гособвинитель представил суду письменные материалы уголовного дела. Он начал с заявления о пропаже Евгении Шекуновой. Затем последовали рапорты, результаты судебно-медицинских и медико-криминалистических исследований трупов, экспертиз, протоколы следственных действий – осмотров места происшествий, обысков, опознаний… Оказалось, что достоверно установить причины смерти девушек не представилось возможным из-за гнилостных изменений трупов. Орудием убийства мог быть «тупой твёрдый предмет» – предположительно, обух топора.

Присяжным показали видео, на котором запечатлено, как обнаружили трупы. Защита была против его демонстрации, объяснив это жестокостью записи. Ролик и правда не для слабонервных, и потому ограничились лишь первыми шестью минутами из 25-ти. Иначе бы все могли бы увидеть отношение следователей, позволявших себе шутить и нецензурно выражаться на месте обнаружения тел, отмечают «Кабанские огни».

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях