трамвай
17159
1

Где в Улан-Удэ проложат новые трамвайные пути?

Директор МУП «Управление трамвая» Юрий Санжанов рассказал о планах и надеждах предприятия, а также о достижениях 2021 года

Фото: МУП «Управление трамвая»

Добавятся ли к «Львятам» трамваи нового поколения – «Богатыри»? Планируется ли запускать трамвай в 100-е кварталы и на Восточный? Какими достижениями прошедшего года особенно гордятся сотрудники предприятия? Обо всем этом рассказал в интервью «Информ Полису» директор Юрий Санжанов.

- Каковы итоги 2021 года? 

- Управление трамвая работает стабильно. Обеспечивается 100%-ный ежедневный плановый выпуск вагонов на линию, регулярность движения составляет более 99 %. Самый главный наш показатель - количество перевозимых пассажиров. Могу смело сказать, что трамвай в Улан-Удэ востребован, пользуется популярностью у наших горожан. Ежегодно, начиная с 2015 года (перевозка была тогда 11 млн пассажиров), мы росли примерно по 1 млн пассажиров в год плюсом, показывая свою стабильность. Исключением стал «ковидный» 2020 год. Но, несмотря на различные коронавирусные ограничения в течение 2021 года, которые отражались на транспортной мобильности горожан, по итогам 2021 года мы превысили показатели даже доковидного 2019 года (тогда было перевезено 15,1 млн пассажиров) – в 2021 году перевезли 16,9 млн пассажиров. 

- Это очень хорошо. В чем причина стабильности, роста пассажиропотока? 

- Предприятие старается работать над повышением качества перевозки пассажиров. В прошлую зиму мы переходили на зимнее расписание и увеличивали выход вагонов с 40 до 43 единиц, чтобы пассажиры меньше мерзли на остановках. 

С 1 мая 2021 года предприятие стало работать до 23:00, до этого трамваи на протяжении многих лет заходили в парк в 22:00. С одной стороны, это дополнительные затраты предприятия, учитывая низкий пассажиропоток в вечернее время, с другой - это гарантированный транспорт для наших горожан в вечернее время. 

С 18 октября запустили 2 новых кольцевых маршрута под номерами 7 и 8, и, соответственно, увеличился выпуск вагонов на 20 % - с 40 до 48 вагонов. Для предприятия это был непростой шаг. Мы понимали, что рост количества перевозимых пассажиров не произойдет на 20 % сразу с открытия маршрута, это среднесрочный тренд на 2 - 3 года. Но при этом затратная часть у предприятия выросла сразу. Это и рост расходов на электроэнергию, оплату труда, в том числе в связи с ростом штата водителей и кондукторов, увеличение расходов на ремонт и обслуживание вагонов и прочее. 

Но в целом считаю, что для нашего города, пассажиров это очень позитивная новость - увеличение выпуска вагонов и количества маршрутов трамвая, такого действительно давно не было. Трамвай в Улан-Удэ живет и развивается. 

Стоит отметить, что увеличение выпуска стало возможным благодаря приобретенным в 2019 году по единой дальневосточной субсидии 15 «Львятам» и поставке 10 московских вагонов в 2020 году. Все «Львята» исправны и стабильно работают, московские вагоны также введены в строй. 

- Средства федерального бюджета выделялись в прошлом году на капитальный ремонт трамвайных путей. Что можете рассказать? 

- За счет средств единой дальневосточной субсидии в 2021 году проведен капитальный ремонт 2,5 км аварийного трамвайного пути. Здесь хочется сказать слова благодарности за поддержку предприятия и выделение финансирования руководству города и республики, Министерству по развитию Дальнего Востока. В течение трех лет, с 2019 по 2021 год, по единой дальневосточной субсидии было целенаправленно отремонтировано более 6 км аварийных трамвайных путей. При этом на протяжении всех трех лет работы, финансируемые из федерального бюджета, выполнялись без задержек, вовремя. Ни мы, ни наши подрядчики ни разу не подвели ни одного из распорядителей бюджетных средств. Хочу поблагодарить отдельно подрядчика СМП-398 за проделанную работу. 

2021 год был крайне тяжелым для всех строителей из-за резкого роста стоимости материалов, что делало выполнение некоторых работ просто нерентабельным. Но, несмотря на все трудности, все участки капитального ремонта трамвайных путей сданы вовремя. Единственную задержку в этом году допустили из-за применения резинокордового покрытия на переезде и пешеходных переходах. Но, думаю, небольшое ожидание стоило того - мы получили только положительные отзывы со стороны горожан на автомобильный переезд по ул. Сахьяновой. Будем смотреть, как покажет себя данное покрытие в наших условиях эксплуатации. 

Добавлю, что собственными силами предприятие выполнило также ремонт 4 аварийных кривых участков трамвайного пути общей протяженностью почти 500 м, провело замену 1,4 км контактной сети, 3 трансформаторов на тяговых подстанциях. 

- Есть ли развитие безналичной оплаты? 

- Предприятием было разработано и выдано оператору транспортных сервисов несколько технических заданий, проведены тестовые испытания различных вариантов возможностей безналичной оплаты. Так, в течение 2021 года проведены маркетинговые акции: «С четвертой поездки бесплатно» - воспользовались данной акцией более 20 тыс. пассажиров, «В выходные за полцены» - воспользовались более 10 тыс. пассажиров. За счет компании “Мастеркард” летом проведена акция: при оплате по картам “Мастеркард” проезд составил на 2 рубля дешевле - воспользовалось более 650 тыс. пассажиров. Сейчас проводится пилотный проект с городом по пересадочному тарифу, уже с подключением МУП «Городские маршруты». Как один из результатов - доля безналичных платежей при оплате в трамвае выросла и составила в 2021 году 50 %. Для сравнения - в 2020 году доля была 35 %, а в 2019-м - 20 %. 

- Какие еще были новинки в 2021 году? 

- В ноябре завершили подключение «тревожных» кнопок в трамваях к Вневедомственной охране Росгвардии. Сделано это для безопасности наших пассажиров и работников предприятия. Время прибытия нарядов - всего пара-тройка минут. Уже зафиксированы случаи, когда пьяных дебоширов, которые приставали к пассажирам и кондукторам, забирали наряды Росгвардии. 

В этом году произведен монтаж системы автоматизации стрелочных переводов. В первую очередь - это удобство для водителей трамвая, пассажиры изменений не ощутили. Но понимаем, что данное новшество в дальнейшем должно позволить работать над повышением средней эксплуатационной скорости движения трамвая. 

Во исполнение решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов уже к 25 декабря 2021 года была организована и начата реализация проездных билетов для пенсионеров по старости через киоски “Новости” с правом льготного проезда в трамвае с 1 января 2022 года. 

В 2021 году улучшались материально-техническая база и условия труда для работников: проводился текущий и капитальный ремонт помещений. Ежегодно поэтапно предприятие обновляет парк автомобильной техники. В 2021 году приобретен микроавтобус «Газель-НЕКСТ» для подвоза и вывоза наших работников. В первом полугодии 2022 года ожидается поставка спецмашины на базе КамАЗ для ремонта контактной сети. 

Ежегодно индексируется заработная плата всех работников. В этом году дополнительно была увеличена заработная плата водителей трамвая и кондукторов. Здесь отдельное спасибо мэру города Улан-Удэ Игорю Юрьевичу Шутенкову, который поддержал нас в решении вопроса повышения заработной платы работникам предприятия. 

Все достижения предприятия - это результат работы всего большого дружного коллектива МУП «Управление трамвая» при поддержке Администрации г. Улан-Удэ, депутатов Улан-Удэнского Горсовета, органов власти Республики Бурятия, Министерства по развитию Дальнего Востока. 

- А есть ли у предприятия нерешенные проблемы? 

- Конечно, есть. Если не мешать все в кучу, а выделить только основное. Проблемные вопросы связаны с необходимостью обновления основных фондов, и их можно выделить на 3 больших блока: капитальный ремонт трамвайных путей, в т.ч. смотровых канав в депо, находящихся в неудовлетворительном состоянии; потребность в обновлении подвижного состава и новое строительство трамвайных линий. 

По первому вопросу, как уже отмечал, сделано уже немало. В целом за последние 5 лет: за счет средств республиканского бюджета в 2017-2018гг., за счет средств единой дальневосточной субсидии в 2019-2021 гг. выполнен капитальный ремонт почти 11 км. трамвайного пути. Но вместе с тем еще 17,8 км. пути из 55,8 км. остаются в неудовлетворительном техническом состоянии и требуют ремонта. 

В настоящее время предприятием разработана проектно-сметная документация на 7 участков трамвайных путей общей протяженностью 3,3 км. Вся проектная документация прошла государственную экспертизу. 

К нашему большому сожалению, в 2022 году отсутствует источник финансирования капитального ремонта трамвайных путей. Средства федерального бюджета не предусмотрены. Городской бюджет, к сожалению, дефицитный и не имеет возможности компенсировать текущие затраты в полном объеме. 

Единственная надежда – это поддержка со стороны республики, как это было в 2017-2018 годах. Механизм уже существует. 

Сейчас направлены предложения со стороны города в республику, в т.ч. и по Управлению трамвая. 

Конечно, понимаем, что возможности республиканского бюджета также не безграничны. Но надеемся на выделение средств. В качестве предложения выполнить в 2022 году капитальный ремонт 3 наиболее аварийных участков, на которые разработаны уже ПСД, общей протяженностью порядка 1,3 км. трамвайного пути. Цена вопроса 65,6 млн. рублей. Также предусмотреть средства на капитальный ремонт смотровых канав цеха технического обслуживания в сумме 72,8 млн. рублей. 

Смотровые канавы цеха находятся в неудовлетворительном состоянии, есть заключение Бургражданпроекта 2017 года. С 1968 года с момента строительства депо ремонт смотровых канав не проводился, а в них работают люди и невозможность их дальнейшей эксплуатации парализует движение трамвая в городе, т.к. негде будет обслуживать и ремонтировать вагоны. 

ПСД на капитальный ремонт канав разработана еще в начале 2020 года, прошла госэкспертизу, если в 2022 году средства не будут выделены, к 2023 году проект устареет и потребуется заново разрабатывать проект. Сложность добавляется тем, что ремонт можно проводить только в теплый период поэтапно в рамках работающего предприятия. Часть технического обслуживания вагонов будет проводиться в дневное и ночное время на улице, вне помещений. 

- Действительно, серьезный вопрос. А что по обновлению трамваев? 

- В настоящее время списочный парк трамвайных вагонов составляет 77 вагонов. Износ парка составляет 72%, подлежит списанию 38 вагонов по сроку эксплуатации (более 16 лет). Наряду с новыми «Львятами» эксплуатируются все еще вагоны 1987 года выпуска. 

Да, все вагоны сейчас поддерживаем в исправном состоянии, но при всем желании в старых вагонах невозможно обеспечить доступность перевозки и безбарьерную среду для маломобильных категорий граждан. 

В качестве источника финансирования есть предложение рассмотреть возможность участия в программе Минтранса России «Безопасные и качественные дороги», с приобретением новых трамвайных вагонов в лизинг, при этом 60% стоимости вагонов компенсируется федеральным бюджетом. 

По предварительным расчетам приобретение, например, 2 «Львят» и 10 двухсекционных вагонов «Богатырь» (двухсекционный аналог «Львенка», длина поезда 19,5 метров – не понадобиться переделывать существующие остановки, но при этом можно существенно повысить комфортность поездок в часы пик) со сроком лизинга на 5 лет составит порядка 73 млн. рублей в год, на 10 лет – по 38 млн. рублей. 

Вопрос выделения средств также открыт, источники не определены. Знаем, что на покупку автобусов выделяют фантастические 1,5 млрд. рублей, рады за коллег. Надеемся и мы на поддержку руководства республики в дальнейшем обновлении парка трамваев. 

- Думаю, что все пассажиры трамвая будут вместе с вами надеяться на обновление трамваев. «Богатыри» - это что-то интересное. А есть ли планы, связанные с новыми трамвайными линиями? 

- Мы рассматриваем все направления: это и юго-запад, юго-восток, Левый берег, Восточный. Направление юго-западное в 100-ые кварталы наиболее интересное, но тяжело реализуемое. Интересное, потому что время подъезда до центра города по обособленному пути на трамвае составит 10-15 минут. Проблемными вопросами является необходимость прохождения железной дороги в разных уровнях и, к сожалению, необходимость выкупа более 50 земельных участков. Но надежда еще есть, главное, чтобы земельный участок, предусмотренный Генеральным планом города в 110 квартале под разворотное кольцо трамвая, был зарезервирован и не был использован на другие цели. 

Направление Восточного также сложно реализуемо по причине отсутствия свободных земельных участков. Направление Левого берега интересно в случае строительства нового моста через Селенгу в створе ул. Терешковой. Строительство скоростной магистрали по выделенной линии с перспективой до аэропорта очень интересный проект. При этом на Левом берегу с 2-3 теплыми пересадочными пунктами с возможностью подвоза пассажиров с частного сектора автобусами. Проводимый сейчас эксперимент по пересадочному тарифу позволит убрать двойную оплату в перспективе с пассажира при пересадке. В совокупности это может решить транспортные проблемы жителей Левого берега. 

Наиболее готовым вариантом является строительство новой линии в юго-восточном направлении в сторону Энергетика. В течение последних двух лет совместно с Управлением архитектуры города проводилась подготовительная работа. Распоряжением Администрации города в октябре 2021 года утвержден проект планировки и межевания территории для строительства линейного объекта в юго-восточную часть города с трамвайными путями. Мы выезжали по трассе, во многих местах там еще лес и сейчас столкнувшись с проблемой по другим направлениям, мы зарезервировали землю. Проект интересен перспективной комплексной застройкой. Судя по доступной информации один только домостроительный комбинат планирует построить порядка 1 млн. кв. м. жилья в районе 148 микрорайона и это только на небольшом участке данной линии. Есть информация о строительстве «Дальневосточного квартала» в 144 квартале на 300 тыс.кв.м. 

По предварительным расчетам цена проекта с новым подвижным составом оценивается в 4,5 млрд. рублей. При этом если трамвайная линия будет построена, рыночная стоимость жилья, в существующей и перспективной застройке в зоне охвата трамвайной линии возрастет минимум на 5-10 тыс. рублей за кв.м. А это на примере одного млн. кв.м. жилья 5-10 млрд. рублей. 

Важно выбрать приоритет. Можно ждать сначала комплексную застройку, сколько на это уйдет времени неизвестно, затем строить линию и прогнозировать какую-то окупаемость проекта либо сейчас строить инфраструктуру и тем самым ускорить комплексную застройку территории. 

Совместно с городом по данной трамвайной линии даны предложения в рамках рассмотрения бюджетного инфраструктурного кредита. На сколько это реально, пока не могу сказать. Стоимость проектных и изыскательских работ строительства новой трамвайной линии порядка 60 млн. рублей. 

- Будем надеяться, что Ваши планы развития экологически чистого транспорта, транспортной доступности населения будут поддержаны и воплотятся в жизнь. Спасибо за интервью. 

- В завершении своего интервью хочу поблагодарить жителей нашего города и республики, выбирающих трамвай.

Сайт

Инстаграм

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях