Каждый год проблема с бродячими собаками становится серьезнее. Администрация города заключает контракты с подрядчиками по отлову животных. «Жада», «ЦАСС», «Байкалагроветторг» и «Ананда» - целый хоровод подрядчиков проблему не решил, ведь, по нашим наблюдениям, агрессивных собак не становится меньше.
Снова атакуют
Как только ударили январские морозы, сразу посыпались сообщения о том, что в разных районах города люди подвергаются атаке уличных собак. Так, 12 января на улице Юннатов в посёлке Орешкова стая собак в один день покусала двух человек. Сначала о нападении сообщила женщина – её животные атаковали днем. У потерпевшей – рваная рана правого бедра. После осмотра её отпустили домой. На место выехала группа отлова и поймала собаку. Улан-удэнка подтвердила, что она была среди напавших.
Не намного лучше обстоят дела по другую сторону Селенги. В тот же день на Левом берегу, на остановке «КПП» пес набросился на 52-летнюю женщину.
- Я вышла на остановке «КПП» в сторону Иволги, и со стороны контейнеров с мусором на меня напала собака. Помню только, что что-то лохматое, большое и чёрное налетело. Успела только руку поднять – она вцепилась в руку, я от боли её отпустила. Потом куснула за лицо. Отмахивалась-отмахивалась от неё, даже кричать не могла. Мне кажется, собака пришлая, я её раньше не видела, – рассказала потерпевшая сотрудникам КГХ.
В этом же районе на улице Кабанской большая чёрная собака покусала улан-удэнца 1958 года рождения. Там в итоге поймали четырёх животных, и двух из них потерпевший опознал. У обоих имеются бирки, то есть ранее они были отловлены, стерилизованы и выпущены на улицу – всё в соответствии с требованиями федерального закона об ответственном обращении с животными.
А на следующий день в единую дежурно-диспетчерскую службу поступило обращение еще об одном инциденте: сразу пять псов набросились на горожанку и один её укусил. Утром следующего дня поступили жалобы, что свора крупных агрессивных собак нападает на людей и из-за этого невозможно выйти из подъезда.
Но не все нападавшие псы были бездомными. В минувшую пятницу, 14 января, на улице Домостроительной, 12, огромный алабай набросился на мужчину. По предварительным данным, он проживает на прилегающей базе. Журналисты “Информ Полиса” связались со знакомой потерпевшего. Как оказалось, собака напала на гражданина Узбекистана, который работает кочегаром на одной из баз в том районе. Кроме того, после происшествия хозяин алабая нашелся весьма быстро и предложил мужчине 2 тысячи рублей компенсации. По словам женщины, хозяин переживал за пса лишь из-за того, что потратил 45 тысяч рублей на щенка-алабая, оценив здоровье кочегара всего в 2 тысячи рублей.
«Бесполезная работа»
Не первый год армия псов - головная боль не только жителей Улан-Удэ и близлежащих районов, но и непосредственно администрации города. За последние пять лет сменилось несколько подрядчиков, занимающихся отловом. Кто-то бездействовал, кого-то обвиняли в садизме, а кого-то в некомпетентности.
Еще в марте прошлого года журналисты «Информ Полиса» решили съездить в один такой «собачий рейд» и изнутри узнать, как именно работают отловщики. В этом году мы решили не изменять традиции и попросили генерального директора ООО «Ананда» Вячеслава Самбуева посмотреть на процесс. Можно заранее сказать, что подход к работе у двух организаций весьма разный.
Для начала нас добавили в вайбер-чат «Рейд микрорайонов Аэропорт, Сокол 18.01». Судя по сообщениям, здесь собрались местные жители и сами подрядчики. С самого утра в беседе с периодичностью в 10 минут поступали сообщения о собаках, которые бегают по улицам. Помимо адресов в Аэропорту и Соколе, то и дело всплывали сообщения из Сотниково, Нижней Иволги и Хойтобэе.
Сами же отловщики предложили встретиться в микрорайоне Аэропорт, и, пока мы добирались до назначенного места, за каждым поворотом натыкались то на одиноко бредущих собак, то на целые стаи. А рядом с одним многоквартирным домом и вовсе встретили пенсионерку, кидающую еду нескольким собакам.
- Я собак не кормлю, только двух кошек, которые в подвале тут живут, - говорит женщина, явно не знавшая, что мы видели, как она оставила небольшой тазик с провиантом для псов.
До места назначения мы добрались одновременно с отловщиками, приехавшими на «легковушке». Мужчины сразу из машины заприметили небольшую собачку, снующую рядом с киосками. Дальше начался «экшен».
Открылось окно их автомобиля, и оттуда полетели несколько кусочков хлеба. Но собака, видимо, натерпевшись от людей, не сразу повелась на приманку. Работникам пришлось выйти из машины и мелкими шагами приблизиться к своей «жертве».
К нашему удивлению, при них не было ни сачка, ни сетки. И только когда мы подошли поближе, стало понятно почему - за пазухой у отловщика ствол.
- На одну собаку уходит около 4 тысяч рублей. У нас траты на препараты и стерилизацию. На препараты уходит около 1,5 тысячи. Это шприц, сам наркоз и плюс витамины ставим сразу, - рассказывает Вячеслав Самбуев.
Со второй попытки мужчины приманили животное, выстрелили в него, отчего пес кинулся наутек.
Первые минуты пес бежал изо всех сил, но потом его стало заметно шатать из стороны в сторону. Под конец пес просто лег и начал мотать головой. Но работники не спешили подходить к животному, лишь убедившись, что пес не опасен, они накинули ему на шею петлю и потащили до клетки.
Вот здесь стоит отметить разницу двух подрядчиков. Во-первых, автомобиль. Если у «Байкалагроветторга» это был небольшой грузовичок, куда спокойно помещались две клетки, то «Тойота Королла» «Ананды» едва ли могла похвастаться такой вместительностью. Второе - отработка жалоб. У работников предыдущего подрядчика была с собой небольшая стопка бумаг с жалобами, адресами и телефонами. Мужчины по списку разъезжали по местам, а поймав собаку, фиксировали все на видео, подробно описывая пса, а также место и дату поимки.
В этот раз подрядчик отчитывался сразу в вышеупомянутом чате, прикладывая фото барбоса и адрес. Всего в отлове участвовало около шести групп, и в середине дня каждая скидывала отчет о проделанной работе.
«Четвертая группа. Пройдены улицы Стартовая, Номинская, отработаны 90 домовладений, оставлено три требования, проведено девять профбесед, составлено два протокола об административном правонарушении - ст. 47.1, ст. 47.2», - гласит сообщение в чате.
Со стороны кажется, что работы ведутся. Но насколько они эффективны? На этот вопрос нам ответил предыдущий подрядчик.
- Мы отработали свой контракт, и на этом все. Работа не принесла нам ни морального, ни материального удовлетворения. Это бесполезная работа. Собак меньше не будет. На людей нападают псы с бирками и без. Это просто освоение бюджета. И это проблема города, в районах еще можно что-то сделать. Но в городе нужны меры. Строить муниципальные приюты и убирать животных с улиц, - говорит Степан Башкуев, директор ООО «Байкалагроветторг».
Но подрядчики как работали, так и продолжают работать по схеме «отлов – стерилизация – вакцинация – возврат».
«Собак провоцируют»
Алена Резцова, ветеринарный врач:
- Ну вопрос в принципе сложный, потому что я сама сталкивалась со случаями, когда собак провоцируют. Маленькие дети бегают возле них, они хотят играть, пытаются понюхать, ну и думают, что собака накидывается. А вот животные, которые кидаются на людей, могут делать это по двум причинам. Хозяева часто отпускают домашних собак, которые долго сидели на привязи. Они сходят с ума от долгого сидения на цепи и поэтому ведут себя агрессивно. Думаю, такие собаки тоже есть в стаях. Вообще очень много предположений.
Я предполагаю, что вторая причина - это гон (одна из форм брачного поведения млекопитающих. - Прим. ред.) у собак.
Есть и обратная сторона. После нападений часто активизируются догхантеры. В прошлом году четвертого января привозили двух собак, подстреленных дротиками. Мы их не спасли. А восьмого числа привозили трех собак с отравлениями угарным газом, потому что подожгли один из местных приютов.