Уже 2 февраля буддисты отметят наступление Нового года по лунному календарю. В Бурятии этот день объявили нерабочим, так что жителей республики ждёт внеплановый выходной. Соответствующий указ подписал ранее глава региона Алексей Цыденов.
А за два дня до Сагаалгана, 31 января, в республике запланировали обряд «Дугжууба». Это своеобразный ритуал очищения, который проводится для устранения помех и всего плохого – чтобы в наступающем году человек обрёл благополучие, здоровье и счастье. Есть традиция – чтобы избавиться от негатива, накануне обряда дома заводят тесто, обтирают им себя и близких, а на следующий день приносят на место, где зажигают очистительные костры. Туда и нужно бросить тесто. Оно сгорит, а вместе с ним – и всё дурное.
Верующих буддистов просят оставаться дома в дни празднования Сагаалгана из-за прихода в республику нового штамма коронавируса под названием «омикрон». Прямую трансляцию хурала «Дугжууба» 31 января с комментариями местных лам будет вести телекомпания «Тивиком». Тем временем настоятель курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин» Еши Намжил лама (Олег Намжилов) раскрыл кое-какие тайны «Дугжуубы». В переводе с тибетского это слово означает «60», или «шесть десятков».
- Ритуал создан великим Ламой Цонкапой, который считается земным воплощением идама Манжушри (божество – аспект всей мудрости Будды). Для помощи и защиты Ламы Цонкапы рядом с ним всегда пребывал защитник учения Будды Чойжал – гневная эманация Манжушри, – пояснил настоятель дацана в соцсетях. – Он проявляется тремя видами – внешним, внутренним и тайным. Для крайне гневного быстрого очищения используется СОР – магическое орудие треугольной формы. СОР в виде треугольной пирамиды возвышается по центру. Его обычно изготавливают из специальных ингредиентов, включающих в себя три белых – молоко, топлёное масло, кефир, а также три сладких – сахар, мёд и патока.
СОР вбирает всё негативное из окружающей местности. Пирамиду, из которой строят будущий очистительный костёр, нельзя размещать в черте населённого пункта.
- Затем резким движением всё выбрасывается в огонь. Пока всё плохое сгорает, ламы подносят золотой напиток – сэржэм, который иначе ещё называют внутренним подношением, – отмечает Еши Намжил лама. – Затем идёт тайное подношение, сопровождаемое начиткой особой мантры. Лишь после этого рекомендуется бросать в огонь кусочки теста размером с теннисный шарик или чуть больше. Их готовят загодя, накануне вечером. Перед сном можно покатать тесто в руках, помять, мысленно представляя, что в него собираются все наши болезни, проблемы и неудачи. Очень хорошо при этом начитывать свою, так сказать, любимую мантру. Некоторые катают тесто по всему телу, уделяя особое внимание своим болезням. Эту традицию взяли из традиционной тибетской медицины.
Обычно верующие стараются хорошо потереть подошвы ног и какое-то время покатать кусочек теста в ладонях с мантрой и визуализацией столько, сколько позволяет время и желание. К тому же, по мнению учёных, мелкая моторика – работа пальцами, в том числе при лепке (из пластилина, теста и т. д.) – улучшает работу сосудов сердца и головного мозга.
- Так что, разминая тесто в пальцах, мы улучшаем своё здоровье. Если же человек преследует только духовные цели, без лечебного эффекта, можно обтереть себя хоть чем – салфеткой, например, – подчеркнул лама. – Очень эффективно бывает окуривание специальной лиственничной смолой. На следующий день, находясь на молебне «Дугжууба», продолжаем катать тесто в руках с мантрой и визуализацией. Многие люди рассказывали, что им очень помог этот ритуал, хотя они выполняли не всё и не с начала и не до конца присутствовали на нём. И вряд ли они хорошо визуализировали. Ритуал по своему исполнению достаточно сложен и требует хорошей слаженности действий лам и хувараков, а также помощи и дисциплины верующих.
Сам обряд настоятель дацана сравнил с магическим чудом.
- Невозможно логически объяснить эффект СОРа неверующему человеку, но он действует – и причём очень и очень сильно. В огне Дугжуубы сгорает все негативное уходящего года. Чудесным образом мы можем за один день значительно очистить карму, сбросить энергетический груз, чтобы войти в новый год свободными и очищенными, – заявил Еши Намжил лама. – Именно после таких ритуалов у многих зарождается и укрепляется вера. Атмосфера и энергетика молебна весьма серьёзны – даже угрожающи. Поэтому почти никогда не слышно детского смеха. Нужно хорошо настроиться и как бы раствориться в звуках молебна.
Для тех, кто не может присутствовать на самом костре, в Курумканском дацане готовят коробки, чтобы можно было оставить в них тесто.
- Эти коробки будут находиться на специальном столе близ костра. Ламы и хувараки потом выбросят их в огонь. Ни в коем случае нельзя оставлять своё тесто в подготовленном костре или бросать его в уже зажжённый раньше времени. В противном случае ритуал вместо пользы может нанести вред. После желательно себя сразу окурить благовонием и омыть дацанским аршаном руки и лицо. В качестве подношений следует иметь тогооной или водку, молоко, чай, топлёное масло, отварное мясо баранины, сладости, фрукты и хадак, – добавил настоятель дацана.