В Бурятии после долгого перерыва возобновился суд по резонансному делу об убийстве девушек в местности Клюквенная падь, что в Кабанском районе. Шестиминутный сюжет, посвящённый зверскому преступлению, показали на днях в программе «Вести. Дежурная часть» на телеканале «Россия 24».
Местные жители уже и не надеялись на торжество закона, ведь в посёлке, где жили подружки, давно говорили, что в чудовищной расправе, возможно, замешаны теперь уже бывшие сотрудники районного угрозыска. Впрочем, некоторые фигуранты уголовного дела не только избежали скамьи подсудимых, но и продвинулись по службе в Москве.
Федеральные журналисты, побывавшие на одном из заседаний, рассказали, что на скамье подсудимых оказались бывший сотрудник дежурной части местного РОВД Дмитрий Истомин и его вероятные сообщники. Это Евгений Инкин, в прошлом – замначальника Селенгинского отдела милиции, и экс-оперативник Александр Попов. Всех троих обвиняют в убийстве двух девушек, которое произошло 20 лет назад.
Расследование сдвинулось с мёртвой точки лишь после личного вмешательства председателя следственного комитета России Александра Бастрыкина. Дело передали в центральный аппарат ведомства, отмечает телеканал.
- Двадцать лет уже прошло с момента двойного убийства. Наконец следствие завершено. Чудо, что дело вообще дошло до суда. Надеюсь, что виновные будут наказаны и справедливость восторжествует, – рассказал депутат Госдумы и сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта Николай Будуев.
Следствие опирается на ряд экспертиз и показания ключевого свидетеля – Екатерины Пономарёвой (об её выступлениях в суде мы уже рассказывали в предыдущих публикациях – прим. авт.). Девушка долгие годы молчала и жила в страхе и только недавно отважилась рассказать чудовищную историю о том, как сотрудники ОВД Кабанского района расправились в лесу с её подругами Евгенией и Екатериной. Катя вспомнила, что в последний раз видела их за несколько часов до смерти. Подружки стояли у магазина, когда к ним подъехал автомобиль с молодыми милиционерами.
- Подъехал УАЗик, и они собрались ехать с ними отдыхать. За рулём сидел Истомин. А в тот момент, как они подъехали, из машины вышел Инкин, – рассказала Пономарёва.
По её словам, в авто Кате и Жене предложил сесть Истомин, и те сразу согласились. Пономарёву тоже звали, но она отказалась. Что происходило дальше, девушка знает со слов своего близкого товарища – полицейского Николая Кузьмина. Он был в тот роковой вечер в Клюквенной пади и видел расправу над её подругами. Самого Кузьмина убили при загадочных обстоятельствах через несколько месяцев. На расправу правоохранителей могла, как выяснилось, подтолкнуть неудачная шутка одной из подруг – Екатерины Патеюк.
- Катя решила пошутить над Истоминым и сказала, что она болеет СПИДом. И у него, видимо, в пьяном состоянии перемкнуло, и он убил сперва Патеюк, потом догнали Женю и тоже убил, – поделилась Екатерина Пономарёва.
Обвиняемые в этом резонансном убийстве долгое время хранили молчание. Один из них – Евгений Инкин – несколько месяцев провёл в СИЗО: сначала – в Бурятии, затем – в Москве. Позже его отпустили под подписку о невыезде. Инкин отрицает вину и уверяет, что его не было в тот вечер в Клюквенной пади. А ещё он озвучил новую, любопытную версию убийства – оно якобы могло произойти на бытовой почве.
Евгения Инкина и Александра Попова обвиняют ещё в одном преступлении – похищении и покушении на убийство ключевого свидетеля, той самой Екатерины Пономарёвой. Девушка ранее уже рассказывала о том, как с ней пытались расправиться. Детали приводят в ужас.
- Приезжал Инкин, надел наручники, увёз на речку топить. С ним второй сотрудник тоже – он стажёром был. Он расстегнул, я убежала. И всё это – с подачи Инкина. Я просто бросила училище, собралась и уехала. Если меня не дотопили, значит, меня добьют где-нибудь. И голову мне пробивали битами. И что только со мной не делали, – говорит Катя.
Жена второго фигуранта дела Дмитрия Истомина – Марина – встретилась со съёмочной группой «России 24» у себя дома сразу после ареста мужа. Женщина верит в невиновность супруга. По её словам, в ночь убийства он якобы отмечал с коллегами рождение сына. В семейном архиве сохранился лишь один снимок Истомина того времени – в милицейском УАЗике.
Родители погибших Екатерины Патеюк и Евгении Шекуновой приходят на все судебные заседания. Они стараются сохранять спокойствие и неохотно общаются с журналистами. Родственники признаются, что их боль не утихла с годами и надеются, что в этом громком преступлении поставят точку – пусть и через два десятилетия. Громкое дело в районном суде Бурятии будут рассматривать присяжные заседатели. Отбор кандидатов в коллегию проходил в закрытом режиме.
Жестокое убийство, которое потрясло всю страну, произошло в Бурятии в августе 2002-го. Тогда в четырёх километрах от трассы «Иркутск – Чита», в местности Клюквенная падь, обнаружили тела девушек 17 и 18 лет с признаками насильственной смерти. Одна из них училась в медколледже, другая окончила местную школу.
Выйти на след убийц удалось лишь 17 лет спустя. Под конец 2019-го в Бурятии по подозрению в зверской расправе арестовали бывшего и действующего сотрудников полиции. Правда, с одного из них – Евгения Инкина – позже сняли все обвинения и выпустили из-под стражи. Это вызвало волну негодования у местных жителей. Громким убийством заинтересовались в следственном комитете России. Председатель СКР Александр Быстрыкин поручил подчинённым заняться этой историей.
Основной обвиняемый – Дмитрий Истомин. Он трудился во вневедомственной охране, а после устроился в Кабанский РОВД и стал заниматься расследованием экологических преступлений. После сокращения перешёл в дежурную часть. Истомин был ближе всех знаком с одной из погибших – росли в одном дворе. Многие соседи считали его семью идеальной – жил в квартире с женой, двумя детьми и рыжим котом. На момент убийства ему был 21 год. Следователи считают, что именно он расправился с девушками, сообщал ранее «Life».
В деле также фигурирует полковник Владимир Казадаев, который проходит как свидетель. На момент задержания Истомина и Инкина Казадаев возглавлял одно из управлений МВД по Центральному федеральному округу. Свою карьеру начал ещё в 2000-х обычным оперуполномоченным уголовного розыска в полиции Кабанского района. Дела шли хорошо, и в 2013-м он превратился из обычного опера в заместителя начальника УМВД по Улан-Удэ. Уже через три года уехал в Москву и занял должность замначальника МВД по транспорту московского узла. Последней точкой в его карьере стало УТ МВД России по ЦФО, которое он возглавил в 2019 году.