болезни
18962
1

Намжил Мардваев: «При таком подходе нам и до эпидемии недалеко»

Руководитель регионального Россельхозцентра рассказал, почему опасная болезнь животных может вернуться в Бурятию

Фото: facebook.com / личная страница Н. Мардваева

Известный в республике специалист, директор ФГБУ «Россельхозцентр» по Бурятии Намжил Мардваев уверен, что болезни, из-за которой многие подворья лишились скота, можно было избежать. 

В нескольких районах Бурятии с конца декабря выявили очаги нодулярного дерматита, в связи с чем ввели межмуниципальный режим ЧС. Владельцы подворий, чьё поголовье из-за болезни было уничтожено, получили выплаты. Началась вакцинация здорового скота. 

«Не вакцинировали и даже не заказали вакцину»

В начале февраля Намжил Мардваев опубликовал на своей странице в «Фейсбуке» пост, который посвятил прошедшей вспышке нодулярного дерматита. Он отметил, что в республике не было сделано ничего для недопущения эпидемии, а отдуваться пришлось простым ветеринарам. 

«Кто отвечает за мониторинг санитарно-эпизоотической ситуации по сельхозживотным в республике? На кого возложена организация и проведение профилактических мер с целью недопущения эпидемий? - пишет Намжил Мардваев. - ЗУД не появился внезапно. Он весь прошлый год бушевал в соседнем Забайкальском крае и сопредельной Монголии. Появился он и наиболее сильно бушевал в Кяхте и Бичуре, которые и граничат с ними обоими. В приграничных районах, как в буферных зонах, должны были проводиться необходимые превентивные меры и вакцинация скота. … Сигналы и предписания о принятии необходимых мер с соответствующих надзорных служб спускались на исполнение в Управление ветеринарии. И думаю, что они как-то отвечали наверх, ведь подобные вопросы всегда на контроле. И если бы эти меры были проведены в полном объёме, та же вакцинация, то эпидемии удалось бы избежать. Получается, в очередной раз подвели руководство республики». 

По словам директора Россельхозцентра, в республике не просто не провели своевременную вакцинацию скота, а не заказали вакцину, хотя на заводе, где она производится, предусмотрен её пятилетний запас. 

- Один мой знакомый товарищ, который раньше работал на заводе, производящем эти вакцины, сказал, что у них всегда есть пятилетний запас, - говорит Намжил Мардваев. - Поэтому то, что сейчас говорили, будто вакцины не было, неправда. Есть список особо опасных заразных болезней, вакцины против которых идут за счёт федерального бюджета. Это, например, сибирская язва, ящур, нодулярный дерматит, который тоже отнесли к этому списку из-за высокой заразности. Если бы осенью в Бурятии провели положенную вакцинацию, то никакой болезни не было бы. Нужно просто организовывать работу и делать её. 

Рискуем снова столкнуться с эпидемией

Ещё весной прошлого года руководитель Россельхозцентра бил тревогу из-за увиденных им в Джидинской степи трупов павшего скота. Туши животных длительное время разлагались под открытым небом, отравляя почву. По словам Мардваева, когда он вернулся в район через месяц, трупы не только не убрали, их стало ещё больше. С таким отношением республика снова рискует столкнуться с эпидемией, считает специалист. 

- Весной 2021 года я убедился в ужасной санитарно-эпизоотической обстановке в Бурятии, когда был в Джиде, - говорит он. - В степи я увидел павший скот, в основном это были казахская и калмыцкая породы. В первый раз, увидев это, я был удивлён, но подумал, что, наверное, скоро уберут. Но когда приехал во второй раз, был просто шокирован – трупов стало ещё больше. Насчитал где-то полсотни голов. Параллельно с этим уже из других районов мне сообщили, что у них в степи тоже лежит павший скот. Когда я поднял этот вопрос, реакция ветеринарной службы меня поразила. Вместо того чтобы предпринять срочные меры, они начали чуть ли не обвинять меня, поехали к моим знакомым, которые, по их предположению, передали мне фотографии павших животных. Ветслужба подала документы, чтобы оштрафовать моих знакомых! Вот тогда я и понял, что при таком подходе нам и до эпидемии недалеко. 

Как заявил в начале года глава республики Алексей Цыденов, по закону выплаты владельцам утилизированного скота не предусмотрены и, более того, за это мероприятие люди должны платить сами. Директор Россельхозцентра уверен, что главу неверно проинформировали. 

- Когда объявляется режим ЧС, карантин животных, за весь изъятый скот полагаются выплаты. Всегда восстанавливается его стоимость, - говорит Намжил Мардваев. - Другое дело, что по регионам высчитывается среднерыночная цена и прочее. А у нас почему-то посчитали даже меньше, чем в Забайкальском крае. Если не ошибаюсь, у них 141 рубль за килограмм живого веса по КРС (в Бурятии 134 рубля. - Прим. автора), хотя цена за килограмм мяса у них меньше. К тому же нет ни одного региона в России, где стоимость за утилизацию животного не возвращали. 

Приближающаяся весна для оставшегося поголовья республики - большая угроза, отмечает Мардваев. Болезнь может вернуться и разойтись с удвоенной силой. 

- Близятся весна и лето, для скота это большая угроза, - говорит специалист. - Во-первых, иммунитет животных ослабнет и они будут подвержены болезням. Во-вторых, при высоких температурах вирусы могут развиться, и спрогнозировать их последствия будет практически невозможно. Нодулярный дерматит может вернуться, потому что всегда есть и антиваксеры, и незакрытый, свободно гуляющий скот. Поэтому, если продолжать себя так вести, можно дождаться очередной эпидемии. 

«Бык лягнул напоследок»

Тем временем средства, потраченные на выплаты владельцам скота, а также на утилизацию больных животных, топливо, технику, командировочные и другое, можно было потратить на что-то более важное, говорит Намжил Мардваев. 

«Что мне больше всего жалко в этой истории, - пишет он в своём посте в «Фейсбуке». - Жаль простых людей, чей скот пал или был изъят. Да, правительство изыскало средства для восстановления стоимости, но всё равно в Забкрае побольше, хотя цена мяса там меньше. Ещё одно обстоятельство, что скот уже был истощён от болезни и потерял в весе. Так что, как обычно, больше всех пострадали простые люди. А то, что якобы могли не восстановить стоимость изъятого скота сельхозпредприятиям и фермерам, - это более чем несерьёзно. В России нет ни одного региона, где поступили так. Жаль простых ветеринаров, которые теперь проводят вакцинацию и на морозе в -30° «бегают со шприцами», отдуваясь за просчёты, которых они не совершали. И просто жалко тех денег, видимо, из резервного фонда главы, потраченных на эпидемию, которую можно было предотвратить. Их же можно было потратить и на другое, полезное обществу. Если не будут сделаны соответствующие выводы, то на будущее у меня снова есть прогноз, который не хотелось бы озвучивать, но, боюсь, он опять сбудется. Подытоживая, можно сказать, что, по-восточному, «Бык лягнул напоследок». Но не хотелось бы в дальнейшем, чтобы пришедший «Тигр просто разорвал!»». 

Справка
Заразный узелковый дерматит – это инфекционная болезнь крупного рогатого скота, редко свиней и овец. Инфекция мгновенно распространяется среди животных и приводит к серьёзным последствиям для их организма. Всего одно больное животное за 10–14 дней способно заразить всё поголовье и стать причиной настоящей эпидемии.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях