В республике Алтай, Туве и Бурятии стартовал полномасштабный учёт снежного барса. Именно в этих регионах обитает 90-95% всех краснокнижных хищников из семейства кошачьих, которые есть в России. Проект инициировал Всемирный фонд дикой природы (WWF).
Ирбис стал вторым видом больших кошек после амурских тигров, для которых применят новую систему учёта, разработанную Минприроды РФ осенью 2021-го. Подсчёт продолжится до конца марта.
Первыми переписывать снежных барсов, очень осторожных и скрытных по натуре, отправились сотрудники дирекции особо охраняемых природных территорий Алтая – природных парков «Ак-Чолушпа», «Уч-Энмек» и «Белуха» и национального парка «Сайлюгемский». Среди краснокнижных хищников, кстати, есть свои герои и героини. К примеру, самец Хан стал первым снежным барсом, которого сняла не только автоматическая камера, но и любительский объектив, пишет «Российская газета».
В этом году участниками переписи «ирбисового» населения станет рекордное число специалистов и организаций. Во время работ инспекторы и учёные ищут и фиксируют следы жизнедеятельности барсов – отпечатки лап, поскрёбы на земле, задиры на деревьях, собирают шерсть и экскременты для молекулярно-генетического анализа и проверяют автоматические камеры, установленные ранее. Попутно эксперты посчитают и численность сибирского горного козла – основной добычи ирбиса в России, снимут петли и капканы, зафиксируют природоохранные нарушения. Всё это призвано оценить эффективность природоохранных мероприятий.
Первый раз ирбисов масштабно посчитали семь лет назад – в 2015 году
- Все эти годы численность ирбиса была стабильной – от 70 до 90 особей. В 2022-ом мы ожидаем небольшой рост на Алтае – прежде всего, за счёт работы природоохранных организаций. В Бурятии насчитывалось от 9 до 12 особей и там что-то трудно загадывать, как и в Туве, где в последние годы были проблемы с учётом. В целом популяция снежного барса никогда не будет крупной из-за браконьерства со стороны местных и невысокой численности диких копытных, на которых он охотится. Вместе с тем, в России есть места, вполне пригодные для распространения популяции ирбиса, – пояснила «РГ» пресс-секретарь представительства Всемирного фонда дикой природы (WWF) в Алтае-Саянском регионе Татьяна Иваницкая.